Рокеры и фабриканты

“Мы живем во время реставрации совка. Включите MTV, и вы увидите Киркорова с Распутиной. Рок снова в андеграунде, а ведь казалось, что следующий этап — время появления многочисленных просто хороших групп. Как в Британии. Ведь кроме “Coldplay” там есть и “Stereophonics”, и каждый день появляется еще с десяток подобных. Но мы живем в стране с тотальным менталитетом.


Нынешние тинейджеры же — вообще тухлое поколение, вряд ли способное в будущем на нечто более креативное, чем шопинг”, — такая печальнейшая тирада выложена на сайте одного малоизвестного пока музыканта Олега Чубыкина. С нее приходится начинать последний в 2003-м выпуск “Мегахауса”. В котором, стало быть, логично подвести некие музыкальные итоги года.


Но делать это не слишком весело: хлынувшая серость, повсеместная апатия и почти полный голяк в плане нового — вот сумрачная отличительная черта 2003-го музыкального. Еще черта — триумф “Фабрики звезд”. Еще черта — медленное, но заметное глазу затопление рока. Концептуальный штрих к рождественской декаде: на “Real Records”, самой “гитарно-продвинутой” отечественной рекорд-компании (каталог которой доселе: Земфира, “Танцы минус”, “Ночные снайперы”, Чичерина, “ДДТ”, в конце концов), владельцами произведена замена топ-менеджеров в сторону поп-сдвигов (теперь это хозяйство будет возглавлять Иосиф Пригожин, продюсер Валерии, Кристины Орбакайте, Авраама Руссо и иже)... Печальные летние тезисы Вячеслава Петкуна о том-де, что к концу года в стране произойдут серьезные музизменения, адекватные политическим, и начнется планомерное изживание рок-эшелона, — увы, имеют подтверждения.

Стало быть, Петкуну — и предновогоднее торжественное слово.

— Мало того, что не появилось вообще новой музыки достойной, — есть четкое ощущение, что во всем происходит распад... Как ты считаешь?

— Ну да, сами себя сожрали. Тем, что ничего не происходило. Не было никакой жизни. Шли застойные процессы — начали появляться группы, похожие одна на другую, клоны... Приоритеты странные обозначились: чем громче кричишь — тем лучше, или чем хуже поешь — тем лучше. А русского человека, настроенного на татаро-еврейский музыкальный лад, с неплохим в общем-то слухом, это очень ломает, в принципе...

— Хочешь сказать, что от рока народ объективно устал, что ли?

— Честно? Лично я не могу сейчас посмотреть ни один рок-фестиваль от начала до конца... И вот представь: пришел с работы 30—40-летний человек, включил телевизор, а тут ему эдакое показывают... Допустим, фестиваль “Крылья”... Конечно, можно прийти в ужас, переключить канал, увидеть там Губина или “Виагру” — и остаться на них. Потому что рокеры в телевизоре отвратительно выглядят, все абсолютно неумело исполнено — люди на инструментах играть не умеют... Все очень плохо снято — поскольку рок-тусовка никогда не платит денег за красивую картинку, а на ТВ надо платить. Все отвратительно записано. Убожество... И те люди, в задачу которых входит обеспечить рынок новыми эстрадными звездами, — сидят и потирают руки, глядя на это. Потому что эстрадные звезды на фоне этих гитарных групп для среднестатистического зрителя смотрятся гораздо более выигрышно.

Почему на “Фабрику звезд” в “Олимпийский” за три дня все билеты распроданы? Вот поэтому. На наше поколение 30-летних, конечно, рукой махнули — это прослойка, возраст такой, что уже не исправишь. Мы уже нахватались всей этой ереси, свободы, демократии, накатались по миру, мы им не нужны... А вот эти дети, которые покупают билеты на “Фабрику звезд”, — они нужны власти. И цеплять их начинают сейчас, с этого возраста, именно с помощью этих “ФЗ” — и это не паранойя. Так же, как за билетами на эту “Фабрику”, — через четыре или семь лет (уж не знаю, какой там будет срок у Путина) они придут все и проголосуют, когда попросит их какой-нибудь Петя или Вася из этой сраной “Фабрики”.

— Слушай, но ведь в подростках всегда живет дух противоречия и желание слушать музыку, соответствующую этому духу...

— Сейчас тинейджеры приучены смотреть херню по телевизору. А телевизор у нас сейчас работает исключительно на низменные инстинкты — там показывают, как сожрать друг друга. Все эти “Последние герои”, “Слабые звенья”, “Фабрики звезд” — там везде этот принцип крысиный: когда в бочку закидывается несколько крыс и лишь одна, что осталась всех сожрав, выпускается, становится крысой-уничтожителем. Такой садомазохистский интерес зачем-то навязывается людям телевидением.

— Ну, а что конкретного случилось за последние полгода в плане загона рок-музыки?

— Ну, допустим, ОРТ (собственно, владельцы “Реал Рекордз”) надоело продавать певицу Чичерину, им хочется продавать теперь “Фабрики звезд-4, 5” (имеется в виду смена приоритетов продвинутого выпускающего лейбла). И они действительно будут зарабатывать на этом гораздо больше, чем на продаже гитарных групп. А ОРТ — канал государственный, и выводы лежат на поверхности.

Сейчас все разжижается. Общее количество концертов уменьшилось у всех рок-групп в два раза. А как иначе-то, если минимум по миллиону долларов вынимается “Фабриками звезд” из гастрольной деятельности каждые полгода? И это работает, как завод. И здесь возникает монополизация шоу-бизнеса.

С другой стороны, для чистого искусства такая прикрутка ничего, кроме пользы, не принесет. Группы начнут заниматься музыкой, душой, поиском новых форм... Понятие “формат” исчезнет, и настоящая музыка может стать более интересной, эклектичной. Что, впрочем, не делает все происходящее сейчас менее похожим на какой-то нелепый шабаш...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру