Всех повязали!

Такое впечатление, что прорвало плотину. В мутном потоке новой киноволны уже почти не разобраться. Ясно только, что серости более чем хватает.


Это раньше сериалы (мыло) были рассчитаны в основном на женщин и любовью-морковью, собственно, ограничивались. “Богатые тоже плачут” — это начальный этап колонизации женской части аудитории мелодрамами. Отрыжкой того “золотого века” и нынче в эфире, например, Первого, возникают бразильские сериалы вроде “Земля любви. Земля надежды” или “Берег мечты”. Такого резонанса, как в былые времена, они уже не вызывают, но пользуются устойчивой популярностью у пенсионерок и не только. Эти же дамы, насмотревшись подобных сериалов, регулярно пугают своих домашних, случайно подслушавших их телефонный разговор:

— Слушай, я не в курсе, старика-то действительно убили?.. Я знаю, что сначала хотели его сына застрелить... А Нинка сказала, что старик хотел сына спасти и стреляли не в него...

Если вы услышали подобное от своей тещи или свекрови, не надо пугаться: это они просто очередной “бразилии” насмотрелись.

Собственно, все подобные сериалы имеют всего четыре сюжета — он ушел (пришел), она ушла (пришла), она любит (он не любит) и наоборот. Сильно не разгуляешься, да и аудитория у такого кино весьма однообразная. Поэтому, освоив женский контингент, привязав его сериальными путами к креслам, ТВ пошло дальше и переключилось на мужчин, подростков, юных леди и даже ностальгирующих стариков. Мужчин вяжут сериалами вроде “Баязет”, “Спецназ” или “Оперативный псевдоним” и “Без следа”. Но телевизионщики очень жадные, своего не упустят, поэтому даже в мужские сериалы вроде “Баязет” они умудрились вставить полноценную мелодраму для женщин.

Симбиоз мужского и женского начала в сериалах приобретает самые причудливые формы. Взять успешно идущий сейчас по НТВ сериал “Таксистка” (в главной роли известная ленкомовка Артемьева). Фильм этот почти на производственную тематику. Вроде бы вопросы извоза должны бы заинтересовать сильную половину. С другой стороны, здесь же тема семьи, детей, линия подружки Люськи и мыкание одинокой женщины-таксистки в этом до смешного жестоком мире. Короче, сделано все, чтобы объять необъятное, все, чтобы любые категории зрителей и рекламодатели были довольны. С успехом идет и “Бедная Настя” на СТС. Здесь уже мелодраму сочетают с историческими экскурсами и американским способом производства, который, как ни крути, должен принести успех, — проверено.

Хорошо идут специализированные “животные” сериалы, где главный герой, например, собака — “Комиссар Рекс” или “Возвращение Мухтара”. Но совершенно неправдоподобный эффект случился, когда собачью тему добавили в сериал “Участок”. Рейтинг зашкалил. Из чего наши теоретики кино тут же сделали вывод, что снимать нужно “мульти”-сериалы. Такие, где всего понемногу — и ментов, и собак, и любви... В то же время ни на день не прекращается поиск новых форм. Вот сериал “Вокзал” — действие происходит в поезде и на вокзале — уже оригинально. А вот “Спас под березами” — сериал про... церковный приход. Спортивный сериал с дисквалифицированным за допинг футболистом Егором Титовым в главной роли (для кино его дисквалификация — это очень хорошо, это дополнительная реклама). В общем, главное — найти новый стержень, это очень сейчас ценится. А уж на него лепится весь традиционный набор, он любил — она любила.

Некоторые ходы в производстве новых сериалов лежат на поверхности. Но никто не в состоянии их освоить. Например, где сериал о жизни политика или на производственную тему? Какая здесь перспектива! Не берутся даже за написание сценария для подобного кино! А ведь у советского кинематографа здесь богатейшие традиции. Хотя бы Чурикова в роли секретаря обкома. Сильная женщина на работе, а дома полный раздрай. Или Гурченко в подобной же роли. Увы, недостаток полноценных сценариев — главный тормоз в развитии производства телесериалов. На это жалуются все производители. Писатели исписались. Даже за хорошие деньги, которые предлагает ТВ, они не в состоянии родить телебестселлер. Некоторые утверждают, что писатели не хотят заниматься мелочевкой, что у них договора с издательствами, что они думают о вечном...

Поразительная метаморфоза произошла и с российскими актерами. В принципе, ТВ со своими сериалами просто спасло их от повальной бедности. Им не придется эмигрировать в Париж и просить там милостыню. Открылся Клондайк таких размеров, что хватит всем. Актерские гонорары растут как на дрожжах. А ведущие производители уже жалуются на бурно прогрессирующую у некоторых исполнителей звездную болезнь, на их наглость и даже стремление открывать двери кабинетов продюсеров ногой. Увы, это тоже российская специфика. К системе Станиславского у нас забыли добавить понятие “голливудский” профессионализм.

Весь этот отдельно взятый негатив не портит общей отрадной картины. Телекино на подъеме, и перспективы здесь весьма радужные. Во всяком случае, пока нефтедоллары текут в страну, деньги у киношников будут. А значит, гражданам пока гарантирован не только хлеб, но и кинозрелище.

Хуже обстоят дела с другим исконно телевизионным жанром — развлекательными ток-шоу. Даже лидеры в этой области — “Большая стирка” (Первый), “Что хочет женщина” (Россия) и “Принцип домино” (НТВ) — давно уперлись в свой потолок и бегут по замкнутому кругу. Все дегенеративные домохозяйкины темы перебраны. Говорят, что ведущие развлекательных ток-шоу на съемках уже натурально страдают дежа вю и забывают, какую же они тему сегодня обсуждают — большая грудь или измена в семье. Кризис усугубляется кочующими из одного шоу в другое так называемыми приглашенными гостями. Обойма этих вторых лиц довольно велика, но все они телезрителям давно знакомы. У них есть оригинальное мнение по любому поводу, но оно уже мало кому интересно, а сами эти лица просто вызывают раздражение. К тому же наша земля не родит почему-то ни Опр, ни Ларри Кингов. Нет у нас телевизионных говорунов, которых готовы слушать взахлеб, как в Америке. Или просто жизнь у нас другая — не зря же все, кто жил за рубежом, жалуются, что там и поговорить не с кем. Ну не принято у американцев так плакаться друг другу в жилетку и выворачивать душу в приватных беседах. Может, поэтому янки так и боготворят свою Опру, что им действительно больше поговорить не с кем. Наши родоначальники жанра ток-шоу ввиду его бесперспективности в нынешнем виде либо отошли от дел, как А.Любимов, либо не очень успешно разрабатывают новые направления. Владимир Молчанов в своем ток-шоу “Частная жизнь” пытается, например, уйти от обрыдших посудомоечных тем. Одна из заявленных им недавно тем звучала приблизительно так: “Стоит ли возвращаться в родные края?” Все не слава богу. “Город женщин” на Первом почти развалился, и даже “Окна” с Нагиевым собираются закрывать. Андрей Максимов летает на “Культуре” по кругу. И только шеф “Культуры” Михаил Швыдкой демонстрирует отрадную динамику, но, увы, в категории ток-шоу не для всех. Его новая околомузыкальная программа о хитах очень интересна. Но, к сожалению, сам Швыдкой вызывает у большинства населения зевоту, и большого рейтинга на нем в нашей стране не сделаешь. Собственно, многие ток-шоу живы только потому, что не дорогостоящим же кино затыкать непраймовый дневной и ночной эфир! В отличие от низкого жанра ток-шоу, кино — это золотой запас, валюта для любого телеканала. Кино правит телевидением, а телевидение правит миром.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру