Новое измерение Спасского

Раньше жизнь Бориса Спасского можно было разделить на два одинаковых отрезка: 33 года — до завоевания шахматной короны, 33 — после. А недавно десятому королю исполнилось 67 лет, и он перешел в новое измерение… На днях Спасский прилетает в Москву — гостем на крупный турнир.

Спасский представляет собой одну из самых интересных и противоречивых фигур среди современных знаменитостей. Безумно любит Россию, но живет во Франции — с женой Мариной и сыном Борисом. Антикоммунист, критиковавший советскую власть, когда это было смертельно опасно, и антидемократ, считающий, что все теперешние беды нашего народа происходят от новой власти. Спасский всегда был человеком независимым, держался свободных взглядов и вместе с тем не скрывал своего национализма.

Среди большинства коллег он отличается необычайной щедростью — с радостью помогает родственникам, друзьям, тренерам, всем, кто в этом нуждается. В советские времена, даже получая на Западе умеренный гонорар, с легкостью платил причитающиеся проценты. Один из чиновников Спорткомитета даже как-то удивился: “Зачем вы это делаете? Никто из гроссмейстеров не сдает так много валюты, как вы!”

Да, например, один чемпион тщательно подсчитывает дни пребывания на родине, и как только число их достигает “критической массы”, отправляется на Запад. И все ради того, чтобы не платить налоги в своей стране. Спасский же никогда не был мелочным и меркантильным. Остроумие, своеобразный юмор, артистичность — качества, присущие недавнему имениннику...

После передачи короны Фишеру Спасский чувствовал себя неуютно: из-за его свободолюбия власти относились к гроссмейстеру негативно. Новый этап борьбы за шахматную корону он вел в гордом одиночестве, и тут ему помог Александр Солженицын. В его книге “Бодался теленок с дубом” Спасский прочитал важные для себя слова: “Если вы никого не боитесь и приготовились к смерти, то вас никто не может победить. Может только убить, но убить — это не значит победить”.

Когда гроссмейстер однажды встретил Солженицына, он подарил ему шахматную книгу, надпись на которой заканчивалась так: “От благодарного дубободателя. Борис Спасский”.

В 1997 году, после большого перерыва, Спасский наконец посетил родину. Он прибыл в Санкт-Петербург (для него это был по-прежнему Ленинград), а затем на три дня заскочил в Москву. Так получилось, что на вокзале его с женой встречал один я. Отвезя Спасского и Марину домой, где они не были двадцать лет, я по дороге спросил:

— Борис Васильевич, как вы себя чувствуете на чужбине, в далеком Париже?

— Как в командировке, правда, с хорошими суточными, — ответил он.

Приятно, что теперь шахматный король регулярно бывает в России, причем суточные его вовсе не интересуют.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру