Выходила на берег Танюша...

Один из главных этапов учений: проверка космических сил и системы противоракетной обороны страны (ПРО).


Ракета-носитель среднего класса “Молния-М”:

стартовая масса 315 090 кг

выводит на орбиту до 2010 кг полезного груза

первый пуск был 19 февраля 1970 года

было запущено в космос 223 ракеты этого класса


МБР РС-18 “Стилет”:

максимальная дальность стрельбы 10 000 км

стартовая масса 105,6 тонны

полезная нагрузка 4350 кг

длина ракеты 24 м, диаметр 2,5 м


МБР “Тополь”

масса 47 т

полезная нагрузка 1 т

длина ракеты 18 м


“Космическая война” началась во вторник вечером, когда с Северного флота на космодром Плесецк прилетел Владимир Путин. Он сразу провел совещание с командованием космических сил. Замысел учений был примерно таким: после начала боевых действий в воздушно-космическом пространстве противник уничтожил несколько наших спутников связи и навигации. Их срочно должны заменить новые. Для этого в 10.06 утра с космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель “Молния-М”.

Как сообщил наш корреспондент из Плесецка, к этому старту люди на полигоне готовились месяц. Отменили отпуска, поездки... Каждый старт — теперь событие. Раньше отсюда ежегодно взлетало 60—70 ракет, теперь 2—3. Командир пускового расчета Вадим Шамалов уже неделю не был дома. Его расчет — 300 человек. Пообщаться к Верховному главнокомандующему подпустили из них только 30. Журналисты интересовались, не боятся ли они повторить неудачи моряков. Вадим Шамалов ответил: “Нет. Мы готовы. Главное — не нарушаем традиций: успели дать ракете имя — Таня. (Традиция эта родилась в 1970 году во время первого старта. Командир тогда написал на борту имя любимой — “Таня”. В следующий раз ему это сделать не разрешили, и старт сорвался. С тех пор на всех “Молниях” пишут имя “Таня”.)

В следующий момент к учениям подключились силы Ракетно-космической обороны (РКО). Во время конфликта ядерных держав они должны определить время и место старта ракет противника и уничтожить их. На сей раз “противником” стали: межконтинентальная баллистическая ракета “Тополь”, РС-18 — “Стилет”, которая стартовала с Байконура. Должна была быть еще одна ракета, выпущенная с подлодки на Северном флоте, но ее пуск опять оказался неудачным. Она отклонилась от курса и самоликвидировалась.

Итоги тренировки вне зависимости от результата были известны заранее: пуски — успешны, цели — поражены. Могло ли быть по-другому в присутствии президента? На этот вопрос “МК” попросил ответить специалистов вневедомственного экспертного совета по Воздушно-космической обороне (ВКО) — независимой общественной организации, куда входят ведущие конструкторы, оборонщики, политики и военные. Заседание совета состоялось как раз в день космических учений в закрытом для журналистов режиме:

— Проверка системы ПРО — пустая трата бюджетных средств, — считают наши эксперты. — Сегодня ПРО надо не проверять, а создавать заново. Разговоры об этом ведутся с 1993 года, когда был подписан указ Президента о создании ВКО. До сих пор генералы никак не могут поделить должности, деньги и договориться, кто ее возглавит: “космонавты”, летчики или ракетчики. Наиболее экзотические предложения звучат, как всегда, из Генштаба: отдать космос на откуп сухопутчикам!

В результате споров состояние ВКО сейчас таково, что ее элементы — силы противовоздушной (ПВО) и ракетно-космической обороны (РКО) — не выдержат не только массированного, но и локального удара. Для их поражения сил понадобится даже меньше, чем НАТО применяло в Югославии. Воздушное пространство России открыто для агрессора: на севере и юге системы ПВО вообще не существует, Дальний Восток прикрыт на 1/3. На северо-западе и западе страны положение чуть лучше лишь благодаря ПВО Белоруссии. Так что проверять тут особенно нечего.

В 1994 году, когда устраивали проверку ПВО Москвы (самая боеготовая система), одновременно с трех направлений на высотах от 50 м до 22 км пускали 110 летательных аппаратов. 98% целей было уничтожено. Сегодня ее боевой состав сокращен в три раза, а подобная проверка невозможна хотя бы потому, что уже нет сил поднять в воздух одновременно такое количество самолетов. Система ПРО существует вообще только над Москвой, и то в зачаточном состоянии. Все ее противоракеты имеют ядерные боеголовки. То есть, отражая удар из космоса, рваться они будут у нас над головами. Заряды там, конечно, не такие, как были в Хиросиме, но тоже мало не покажется. Кому нужна такая ПРО? По подсчетам экспертов, чтобы реанимировать уничтоженные “реформами” элементы ВКО, потребуется около 2 млрд., а чтобы создать новые — 8—10 млрд. рублей.

Тем временем в США уже принята государственная программа по созданию ВКО. На финансирование только одного из ее элементов — ПРО — в 2004 году будет выделено 9,1 млрд. $. О том, сколько стоят “проверки” нашей ПРО на “противоракетном шоу”, в Минобороны не распространяются.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру