Вячеслав Фетисов: Бросаться под шайбу—моя судьба

Почти два года в должности председателя Госкомспорта, конечно же, наложили свой отпечаток: говорит Вячеслав Александрович теперь медленнее, тщательно обдумывая ответы, суждения четкие, но не категоричные. А в остальном — такой же, как был... И кажется, что вечером он во главе ЦСКА выкатится на лед с капитанской повязкой на рукаве и пожмет руку сопернику, судьям.


“Прямая линия” руководителя Госкомспорта России с читателями “МК” длилась больше часа. Звонки поступали без интервала: Фетисов не успевал даже пригубить чашку чаю. А начался разговор с читателями с вопросов корреспондента “МК”:


— Должность председателя Госкомспорта — “расстрельная”? Хозяйство — вся Россия, чемпионаты, первенства, дыр предостаточно...

— Так мне не привыкать. Когда лучшие хоккеисты мира “стреляли” по воротам Третьяка, я не задумываясь бросался под шайбу — пусть в меня, но не во Владика. Так и сегодня — только одной интуиции мало. Нужна команда профессионалов, одержимых идеей возрождения российского спорта. И нужны не только медали и кубки, а прежде всего здоровье людей: мальчишки должны быть в зале, а не в подворотне...

— Принимая должность председателя, помучились с раздумьями?

— Конечно, еще как. Но мне выпало счастье быть капитаном сборной СССР по хоккею — команды-победительницы. Играл я атакующего защитника.


— Жмутская Вера Иосифовна из Ясенева. У наших детей нет двора, нет спортивных площадок. По собственной инициативе приобрели хоккейные ворота. Теперь же, в связи со строительством, детям вообще играть негде — на спортплощадке выгуливают собак...

— Вместе с председателем спорткомитета Москвы обязательно разберемся, записываю ваш телефон, а вы — мой.

— Ольга Федоровна из Тушина. Будет ли строиться олимпийский объект на территории Тушинского аэродрома? Из префектуры получили ответ, что строительство связано с транспортными проблемами.

— Концепция развития Тушинского аэропорта разрабатывается. Спортивных объектов в вашем районе недостаточно. План развития в стадии утверждения.


— Сургучев Георгий Петрович. Я пятикратный чемпион Москвы по шоссейно-кольцевым гонкам, ни разу никому не проигрывал, вопрос у меня ветеранский. Спрашиваю: можно ли рассчитывать на какие-нибудь материальные льготы тем, кто был чемпионом СССР и Москвы?

— Вам сегодня же позвонят, и вы договоритесь, я вас обязательно приму. Записываем ваш телефон, а вы — наш.


— Геннадий Андреевич! Хоккейный ЦСКА был моим кумиром. Вам не стыдно как бывшему армейцу смотреть на нищенское существование команды, на класс игры прославленного в прошлом клуба?

— Что касается “нищенского существования”, вы, конечно, не правы. Команда обеспечена всем необходимым. А что касается игры — то вы правы. И мне больно смотреть на такую игру, поэтому посещаю игры ЦСКА значительно реже, чем хотелось бы. Пока не возродятся ЦСКА и сборная.

— Раньше я знал всех хоккеистов в лицо. Сегодня — мальчишка проводит сезон и убегает за океан. Не обидно?

— Ущемляет, еще как. Но уезжают теперь значительно меньше, чем возвращаются обратно. Необходимо вообще разобраться в нашем хоккейном хозяйстве, насколько оно эффективно управляется сегодня. От организации очень многое зависит.

— Мы ходили на хоккей как на праздник...

— Согласитесь, и мы отвечали вам тем же. Но знаете, я верю в то, что для нашего хоккея обязательно и, я верю, скоро наступят лучшие времена. Но прежде нужно сделать серьезную его реконструкцию.


— Анна Валентиновна, директор московской спортшколы. Предусматривается ли помощь спортсменам, уже закончившим выступление, но не достигшим высоких результатов, имеющим тяжелые заболевания.

— Для Госкомспорта вопрос социальной защищенности спортсменов, работников физической культуры — один из самых приоритетных. В новом законе мы предусмотрели социальные гарантии. Сегодняшняя система не работает — как пенсионное обеспечение, так и медицинское страхование. И сегодня уходящие на пенсию никаких привилегий не имеют. Я уверен, что мы сможем убедить и правительство, и Госдуму предусмотреть перечень вопросов. Пока же Минфин России вопрос не решает.


— Александр Николаевич Дмитриев. Осталось ли в сердцах нынешних олимпийцев хоть чуть-чуть места для таких понятий, как Родина, патриотизм, флаг? Или все вытеснили гонорары, и доллар стал нательным крестом?

— Я думаю, вы не совсем правильно говорите, что наши спортсмены лишены чувства патриотизма. Вижу, как мальчишки и девчонки, которые готовятся к Олимпийским играм, чемпионатам, турнирам, тренируются по 3—4 раза в день. И мы не имеем права их упрекать: они патриоты, и, как моим поколением, так и ими овладевает чувство гордости и радости, когда взвивается флаг России. Есть и негативные моменты, когда спортсмены убегают за рубеж, но, к счастью, это единичные случаи.

— Руководители некоторых спортивных федераций часто зачисляют в состав сборной не сильнейших спортсменов, а своих учеников, пусть даже более слабого уровня. Как в советской спортивной индустрии: процветала она для того, чтобы за своих учеников получить премию, в ущерб результату...

— Вы не совсем правы, потому что результаты советских спортсменов были более чем впечатляющими. Они выражались в золотых олимпийских медалях, победах на чемпионатах мира, Европы, самых престижных турнирах. Да и конкуренция на одно место в сборной была по пять человек. Да, сегодня существует безнаказанность президентов некоторых федераций за манипулирование составами, и мы нещадно будем искоренять эту вседозволенность самыми жесткими способами. И самыми приоритетными станут мастерство спортсмена и соблюдение всех спортивных принципов. У нас много информации по этому вопросу, и “блатные” варианты сегодня почти исключаются.


— Сергей Романов, фехтовальщик. Главный тренер сборной Юрий Бычков и назначенный вами гостренер Эльдар Мамедов находятся в состоянии острого конфликта. Такая ситуация явно мешает подготовке к Олимпиаде. Что вы считаете по этому поводу?

— Гостренер назначается коллегией Госкомспорта по представлению федерации, так что выбирали сами специалисты фехтования. Да, гостренер имеет большие полномочия. Разногласия, конечно, есть по принципиальным вопросам, но это рабочие моменты, и без них в решении глобальных вопросов трудно обойтись. Но команда готовится.

— А как рассудить такой факт, как опоздание фехтовальщиков на чемпионат мира из-за несвоевременного заказа билетов?

— Уверяю вас, что это слухи, не более того. Билеты были заказаны федерацией, оплачены Госкомспортом, план выезда был согласован на заседании федерации.


— Анатолий Павлович, ветеран олимпийского движения. Написал музыку олимпийского марша — где и когда вы можете ее прослушать? Мои товарищи слушали этот марш, и всем понравилось.

— Хорошо, Анатолий Павлович, мы с вами обязательно свяжемся, записываем ваш телефон.


— Зябрев Юрий Константинович из Москвы. Большое спасибо, что вы сумели пробить, а президент — подписать госстипендии для выдающихся спортсменов по 15 тыс. рублей. Но как понять, что заслуженный ветеран и начинающий спортсмен получают одну и ту же сумму? Получают и госчиновники. И мои товарищи возмущены такой постановкой вопроса.

— Стипендии получают заслуженные ветераны и самые перспективные молодые спортсмены. Они уже являются чемпионами и призерами чемпионатов Европы. И их поддержать также очень важно. Сообщаю, что кандидатура каждого рассматривалась авторитетной комиссией, и ни один незаслуженный человек в список стипендиатов не попал.


— Денис Павленко, я деревенский житель. И вы, конечно же, знаете, что проблем со спортом у нас много. Очень хотелось бы попасть к вам на прием и рассказать обо всем...

— Вот закончится спартакиада, и я с удовольствием с вами встречусь, выслушаю все ваши пожелания и чем смогу — помогу. Это наше общее дело. Записывайте адрес и телефон.


— Павел, я из Москвы, мне 27 лет. Мой отец — бывший боксер, чемпион Москвы, ему 64 года. Считаю, что он бы мог тренировать мальчишек, но работы найти не может.

— Он уже где-то работал тренером, специальное физкультурное образование у него есть?

— Нет.

— Тренерами могут быть люди, имеющие специальное образование: ведь нужно знать методику. Советую обратиться в Комитет по образованию: Госкомспорт трудоустройством не занимается.

— Некоторые люди, которые занимают должности в спорте, а специального образования не имеют.

— Председатель Госкомспорта?

— Ну конечно же нет!

— Отправьте письмо на мое имя — поручу работникам разобраться досконально.


— Меня зовут Марат. Я изготовил образцы спортивных фуфаек и футболок. Считаю, что российские команды не должны быть похожи ни на какие другие, а форма должна иметь не только цвет, но и содержание. Хотел бы показать мои работы вам.

— Каждая из сборных получает экипировку от лучших фирм согласно договорам. Но предложение очень даже интересное.


— Анна Шапошникова, инженер. Вячеслав Александрович, я много лет вижу в вас мужчину, который мне очень нравится. Но вот совсем недавно дважды наблюдала вас с огромным синяком под глазом. В чем дело, уж не семейный ли это конфликт?

— Уважаемая Анна Михайловна, в моей семье конфликтов нет, случаются разногласия, как во всех семьях. Что касается синяка, то вы абсолютно правы. В ноябре прошлого года, в составе сборной ветеранов, я играл против канадских профессионалов, где на льду повстречался со старыми знакомыми, звездами НХЛ, такими, как Лефлер, Парк, и вот в один из моментов шайба попала в лицо. Это не самая страшная травма в моей спортивной биографии. Но почти три недели пришлось ходить с синяком под глазом, участвовать в совещаниях и даже выступать в программе ТВ. Что поделаешь: спорт, как и искусство, требует жертв!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру