Очень личный кодекс

Проект Жилищного кодекса готовился десять лет. Наконец приготовился. Скоро его внесут в Думу. Корреспонденту “МК” удалось заглянуть в документ. Конечно, всю прелесть новшеств мы поймем позже — когда кодекс начнет действовать на практике. Ведь она у нас еще как расходится с теорией. А пока картина вырисовывается такая...

Жилищный кодекс разработала рабочая группа, созданная Администрацией Президента и правительством. Ее возглавлял председатель думского Комитета по законодательству Павел КРАШЕНИННИКОВ. Его мы и допросили с пристрастием...


— Почему Жилищный кодекс так долго не появлялся?

— Каждый раз, когда текст был готов, руководители государства немножко побаивались и давали обратный ход. Потому что надо было правду людям сказать. О том, что бесплатно жилье стоит давать только тем, кто социально уязвлен, малоимущим. Если у человека дача на Канарах, под Москвой замок, а в Москве — маленькая однокомнатная квартира и еще два члена семьи, по старому закону его должны были поставить в очередь, и он мог получить бесплатно двухкомнатную квартиру. Надо было сказать честно, что эти обязательства государство не выполнит, да оно их и не выполняло. Помните, нам к 2000 году всем обещали отдельные квартиры?

И вот никак не могли собраться с духом. Обсуждали в правительстве текст, принимали решение: “Вносим!”, а на последней стадии — вдруг команда: “Нет!” Итог: в стране действует более трех тысяч федеральных законов, постановлений или распоряжений по вопросам жилищной политики. Некоторые из них подписаны еще товарищем Берия — ведь когда-то жилищный фонд находился в ведении НКВД. Старый Жилищный кодекс 1982 года на 70% мертвый, потому что безнадежно устарел. Вакуум заполнялся чиновниками на местах. Они изобретали документы, устанавливали правила.

— У нас на бумажке человек может быть малоимущим, а на самом деле... Достаточно посмотреть декларации, которые подавали кандидаты в депутаты, — получается, многие из них — просто голь перекатная.

— Малоимущий или нет человек, будет определяться не только по его денежным доходам. Наличие дач, автомобилей, яхт, другой собственности — все будет учитываться. Иногда говорят: а что же будет с врачами, учителями? Они-то как раз и попадают у нас в категорию малоимущих...

— В Конституции все же прописано право граждан на жилье. Но и сейчас, и в новом кодексе есть такая норма, как выселение без предоставления жилья. А если человеку некуда идти?

— У нас есть одно абсолютное право — на жизнь. А право на труд, которое тоже записано в нашей Конституции, не означает, что если человек не ходит на работу, то его нельзя уволить. Так и с правом на жилье. Какая-то ответственность должна быть... К тому же если лицо самоуправно заняло чужое жилое помещение, естественно, его надо выгонять без предоставления жилья. Иди туда, откуда пришел.

— На улицу?

— Я не знаю куда, и в данном случае — если речь идет о самовольном захвате помещения — это не имеет значения. Если же выселяют из социального жилья за неуплату, то будут предоставлять жилье по нормам общежития. Причем процедура выселения достаточно сложная. Если человеку зарплату не платили несколько месяцев или он тяжело заболел, никто никого не выселит. А если человек пьет и ведет паразитический образ жизни, нигде не работает и работать не собирается — выселят. Например, из трехкомнатной в однокомнатную, а из однокомнатной — в общежитие. Случаев, когда граждан можно выселять “без предоставления другого жилья”, не так уж много.

— А из частной квартиры можно выселить человека?

— Чтобы выселить из частной квартиры (конечно, через суд) должны быть гораздо более веские основания, чем для выселения из социального жилья. Здесь действует Гражданский, а не Жилищный кодекс. Вот был, например, такой случай: граждане купили несколько квартир, без всяких разрешений продолбили между ними стенки и устроили автосалон. В таких ситуациях Гражданский кодекс предусматривает лишение собственности.

— В новом кодексе появится новое юридическое понятие: “многоквартирный дом”, зачем?

— У нас огромное количество многоквартирных домов, где под одной крышей живут разные собственники: владельцы частных квартир, пользователи социальных, государственных квартир, есть помещения, принадлежащие юридическим лицам. Поэтому понадобилось особое понятие. Еще мы вводим понятие “общее имущество многоквартирного дома” (лестничные клетки, лифты, чердаки, подъезды), и оно теперь не подлежит отчуждению.

— Земля под многоквартирным домом — чья она?

— Земельный вопрос остался нам в наследство от пути к коммунизму. Частной собственности на землю не было, потом квартиры иметь в собственности разрешили, а земля под домами так и осталась государственной или муниципальной. Сейчас, если дом строится заново — там более-менее понятно, земля станет общей долевой собственностью всех, кто владеет квартирами в доме. Или собственностью того, кто владеет домом — хоть государство в лице органов власти, хоть гражданин. А вот со старыми домами, где собственники разные, сложнее. Здесь муниципалитеты должны как-то определять. Думаю, постепенно, но очень не скоро, как-то все выровняется.

А КАК У НИХ?

О неудавшейся попытке построить “социалистический рай” в отдельно взятом Чикаго рассказал американский эксперт “МК” Сергей Лопатников:

— США славятся своими социальными программами: каждого накормят и дадут крышу над головой. Социальное жилье в Америке — в порядке вещей. Но оно для низших слоев населения.

Однажды в Чикаго, видимо, в приступе политкорректности, решили построить целый район 22-этажек для бедных по соседству с богатым кварталом. Резон — обитатели социальных квартир (в основном афроамериканцы) не будут чувствовать себя отверженными. Однако уже через пару лет новостройки превратились в самое настоящее гетто. Не без помощи их обитателей. Теперь на дома страшно взглянуть: окна выбиты и заколочены фанерой, унитазы разворованы, где-то видны следы пожара. В несостоявшийся “социалистический рай” можно было бы экскурсии водить, да из машины выйти страшно.

Американцам, которые еще вчера чувствовали себя на коне, а сегодня выбиты жизнью из седла, переселение в подобные социальные квартиры не грозит. Тем, кто больше не может выполнять свои обязательства перед банком и отдавать кредит за дом, придется подыскать жилище попроще. Естественно, их выселением займется не государство, а кредиторы. Дом пойдет с молотка. Часть денег заберет банк, а остатка, порой очень приличного, поскольку недвижимость в Америке постоянно растет в цене, хватит на другой.

В самом крайнем случае американец купит себе “мобил-хоум”. Это нормальный дом, с ванной, а то и двумя, как положено в США, с прочими удобствами. Площадь — 80 кв. м (4 в ширину, 20 в длину) либо 160 (8х20). Его легко перевезти на трейлере в любое место, которое муниципалитеты выделяют для подобных строений. Причем под “мобил-хаусы” идут не голые участки земли, а со всеми коммуникациями — канализацией, водопроводом, телефонным кабелем. Аренда участка обходится примерно в 150—350 долларов в месяц. Сам дом стоит от 19 до 38 тысяч. Если брать в рассрочку — то около 300 “зеленых” в месяц. Все эти суммы вполне вписываются в минимальную зарплату или пособие, на которое приходится жить разорившемуся американцу, особенно если не тратиться на еду, получая талоны. Правда, окружение может оказаться, говоря по-русски, бомжовым.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру