Правительство приняло лишение

...А как все хорошо начиналось! Нынешним пенсионерам обещали стабильные пенсии, а молодым — безбедную старость. Причем прикладывать к этому титанические усилия совершенно не требовалось: начальство платит налоги, а ты просто выбираешь управляющую компанию, которая эти деньги приумно-жает. И дело в шляпе: после выхода на пенсию вместо того, чтобы считать копейки, отправляешься в кругосветное путешествие, как делают, скажем, американские или европейские пенсионеры.

Но в России — свои особенности и правила игры. Пообещать — еще не значит жениться. Прошло всего два года, и государство дало задний ход. Из пенсионной реформы выбросили 37-летних граждан и старше. Их накоплениями на собственную старость опять распорядились чиновники. Так что правы были те, кто не поверил обещаниям государства и продолжает жить по принципу “помоги себе сам”.


Если кто успел забыть, напоминаем смысл широко разрекламированной властями пенсионной реформы. В 2002 году часть уплачиваемого работодателем единого социального налога (ЕСН), которая шла в Пенсионный фонд, разделили на три составляющих: базовую, страховую и накопительную. На содержание нынешних пенсионеров уходит 14 процентов, столько же фиксируется на индивидуальных счетах россиян младше 1953 года рождения. Часть этих денег чиновники обещали учесть и выплатить в будущем при выходе на пенсию. Это в виртуальной теории. На практике эти деньги тоже прямиком уходят на выплату пенсий старикам. И только 2—6 процентов ЕСН оседает на накопительных счетах граждан-налогоплательщиков.

В прошлом году нам предложили выбрать управляющую компанию и доверить ей раскрутку накопленных денег. Некоторые (всего около двух процентов населения, или 700 тысяч человек) так и сделали. Почти два миллиарда рублей, принадлежащие им, совсем недавно были переданы 55 “частникам”.

Что надо было делать дальше? Ждать. По выходе на пенсию управляющая компания или Внешэкономбанк, действующий от имени государства (в зависимости от того, что вы выбрали), разделил бы накопленные миллионы на равные доли и выплачивал их каждый месяц вместе с официальной пенсией.

Роль государство должна была уменьшаться: через тридцать—пятьдесят лет будущие старики должны были получать то, на что откладывали с молодости.

Однако параллельно в стране — другая проблема. Высокие налоги, которые душат бизнес и которые все же решили снижать.

“Раскулачат” 37-летних и старше

И здесь все начиналось с благих намерений — снижения ставки единого социального налога. Однако когда в правительстве определились, насколько возможно сбросить планку (с максимальных 35,6 до 26 процентов с 2005 года), замаячили еще более серьезные трудности.

В Пенсионном фонде образовывается дефицит, из-за которого под угрозой могут оказаться не только какие-то призрачные будущие пенсии, но и выплата нынешних копеечных прибавок пенсионерам. Этого допустить, естественно, никто не мог. Недолго посовещавшись, чиновники пришли к гениальному в своей простоте решению: выкинуть из накопительной системы граждан в возрасте от 37 до 51 года. Уж теперь они словосочетание “пенсионная реформа” могут убрать из собственного лексикона навсегда. Аргумент у “реформаторов” железный: сорокалетние представляют собой наиболее активную и высокооплачиваемую часть населения. Многие крепко стоят на ногах, у большинства — свой бизнес или хотя бы постоянный и довольно высокий доход. Так что вполне могут позаботиться о себе самостоятельно.

А вот их налоги, которые, по идее, должны идти на накопительные счета, теперь будут автоматически (за “спасибо”) передаваться в Пенсионный фонд. Понятно, что отчислять в казну жертвы пенсионной реформы будут весьма существенные суммы. Получилась неплохая прибавка для государства: сорокалетние, по разным оценкам, составляют 50—65% населения, участвовавшего в пенсионной реформе. То бишь абсолютное большинство.

Но и с этим еще как-то можно смириться: сколько реформ в России уже проводилось за счет населения, и нынешняя — всего лишь одна из них. Интереснее другое: куда денутся уже перечисленные на накопительные счета деньги. Как обещает заваривший всю эту кашу министр финансов Алексей Кудрин, те россияне, которые оставили свои кровные в Пенсионном фонде, вероятнее всего, получат некую прибавку от государства по выходе на пенсию. Хотя еще не вечер — быть может, чиновники придумают какой-нибудь другой вариант.

Так что правы оказались те, кто передал свои средства в управляющие компании. Их государство пока конфисковывать не собирается. По крайней мере, если верить министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову, который заявил: “Никакого изъятия не предполагается. Компании по-прежнему могут управлять сформированными портфелями”.



Управляющие компании выкинут из игры

Однако если посмотреть с другой стороны, подарок получается далеко не царский. За два года пенсионной реформы накопить удалось очень немного. В среднем на счету у каждого россиянина записана сумма в 1000—1600 рублей. Как их ни инвестируй, за 10—15 лет они не смогут обеспечить крупную прибавку к пенсии. В любом случае получаются какие-то крохи, которые погоды не сделают.

Лучше других понимают этот щепетильный момент и управляющие компании, которых, как и сорокалетних россиян, тоже “кинули” с пенсионной реформой — забрали основную массу клиентов. И какой им интерес возиться с копейками, когда изначально предполагалось, что каждый месяц суммы, находящиеся в их распоряжении, будут увеличиваться как за счет дохода от вложений, так и за счет новых налоговых отчислений. Более того, основная часть компаний получила в управление не более 200 тысяч рублей. Работать с такой суммой — себе в убыток. Кстати, в нынешнем году на сцену пенсионной реформы должны были выйти еще и негосударственные фонды. Судя по всему, этого уже не произойдет.



Помоги себе сам

Получается, что правительство пытается сделать хорошую мину при плохой игре. В Белом доме признают, что в результате всех этих реформ россияне, которым до заслуженного отдыха осталось менее 20 лет, будут получать в старости аж на 30 процентов меньше, чем имеют нынешние старики. Впрочем, это по большей части страшилки. И нужны они для того, чтобы люди, выставленные за порог реформы, добровольно понесли деньги на свои пенсионные счета. Тогда и государство решит свои проблемы, и управляющим компаниям будет с чем работать.

Для этого тем, кто все еще верит в чудо, предлагают ежемесячно отдавать в Пенсионный фонд или частную компанию (которую они выбрали) 4 процента своей зарплаты. А за это государство обещает льготу по уплате подоходного налога, который вы подняли для себя своими же руками. Какую — непонятно. Речь идет о процентах. Впрочем, никаких документальных подтверждений этому еще нет. Чиновники пока только забрасывают пробный шар. И смотрят за реакцией: пройдет или не пройдет.

Впрочем, скорую кончину пенсионной реформы предрекали уже давно. И когда Пенсионный фонд не смог вовремя разослать “письма счастья”, и когда приходилось сдвигать сроки приема заявлений о выборе управляющей компании, и когда этот выбор сделали единицы. Теперь диагноз поставлен окончательно: клиент скорее мертв. И не только потому, что в реформе больше не будут участвовать сорокалетние.

Молодежь нововведения тоже затронут: раньше предполагалось, что к 2006 году на их счета будет перечисляться 6 процентов ЕСН, теперь эту норму планируют сдвинуть на 2008 год. То есть реформа переносится. На неопределенный срок. Если, конечно, государство не передумает и не повторит свою “шутку” с тридцатилетними. Когда они повзрослеют и тоже прочно встанут на ноги.



Как затыкать дыру в Пенсионном фонде?
Высокими налогами

Затевая реформу, власти пообещали уменьшить единый социальный налог, который отчисляет государству каждое российское предприятие, прежде чем выплатить жалованье своему работнику. Его нынешняя ставка считается слишком высокой, поэтому большинство работодателей экономят, раздавая зарплаты “в конвертах”. Вот налог и уменьшили с нынешнего максимума в 35,6% до 26%. Однако сделали это настолько непродуманно, что для нормально работающих отраслей, которые платят своим сотрудникам “чистые” зарплаты, налог вырос. Причем не только для королей жизни — нефтяников, но и для тех, кто получает от 350 до примерно 1050 долларов в месяц.


Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Института проблем глобализации:

— После снижения ЕСН в бюджете образуется грандиозная дыра. Чтобы ее заткнуть, чиновникам пришлось пойти на серьезное увеличение налогов. Причем с кондачка.

Со следующего года вырастут налоги для “нефтянки”: чем выше будет мировая цена на “черное золото”, тем выше налоги. Неожиданностью для бизнеса оказалось и увеличение налога на дивиденды в полтора раза — с 6% до 9%. Ежегодная индексация акциза на сигареты без фильтра составила 16%, на сигареты с фильтром — 30%. В принципе правильно: курить вредно, но, по официальной версии, эта индексация проводится не для того, чтобы отвадить граждан от вредных привычек, а “в соответствии с инфляцией”. Однако инфляция в 2003 году составила лишь 12%, а в 2004-м опустится до 10%. Даже если Минфин намерен столь изощренным образом укрепить россиян в их недоверии к победным реляциям реформаторов, ему все же стоит уточнить: все-таки цены вырастут на 16% или 30%?



Увеличением пенсионного возраста

Виктор ДУБРОВСКИЙ, депутат Госдумы:

— Трудовой порыв людей хотят стимулировать деньгами. Пока — добровольно. Если человек согласится выйти на заслуженный отдых позже, то за пять переработанных лет пенсия вырастет вдвое. При условии, что все это время он будет получать только зарплату.

Нечто подобное уже было. Еще в пенсионном законе 1990 года сказано, что если человек вышел на пенсию на год позже, прибавка составит 10%. Однако в то время на такую жертву никто не шел: при 500%-ной инфляции от приработка ничего не оставалось. Старики предпочитали брать положенное, пока и это не испарилось. По новому законодательству от 2001 года существует аналогичное право на перерасчет пенсии. Если человек по возрасту уже пенсионер, но продолжает трудиться, работодатель по-прежнему платит за него взносы в Пенсионный фонд. Значит, деньги там накапливаются, то есть через год можно прийти в его отделение и пересчитать свою пенсию. Очень многие про это не знают, хотя увеличение может составить 6—8% за каждый проработанный сверх срока год. Другое дело, что инфляция пока все равно выше — 12—15%, — и эта прибавка мало что дает. Так будет до тех пор, пока рост цен будет существенным.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру