Есть — рекорд. А хорошо есть — и того выше

В кабинет директора учебно-спортивного центра олимпийской подготовки “Подольск” Андрея Слушаева я вошел, когда он и его зам Юрий Воробьев — заслуженный мастер спорта, чемпион мира по вольной борьбе — не скрывали нахлынувших чувств радости. Причина была уважительной: Олимпийский комитет России на питание спортсменов дополнительно перевел деньги на две тонны свежайшей баранины. Чем не повод для радости?

К сожалению, питание — одна из острых проблем подготовки олимпийцев.

В 1951 году ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС приняли решение о том, что сборные команды СССР примут участие в Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Тогда были определены четыре спортивные базы для подготовки спортсменов. Первая — “Подольск”. Так полвека назад были построены два зала — для бокса и борьбы. Эти виды спорта по планам спортивных руководителей должны были принести в копилку сборной медали самой высокой пробы.

Экскурсия по огромной территории базы заняла полдня. Контрасты слева и справа. Вот два новых гостиничных комплекса, где проживают 320 спортсменов, тренеров, врачей. Два года назад гендиректором базы был назначен Андрей Слушаев. Его энтузиазму и напору нет предела. Он тут же принялся за реконструкцию жилых корпусов. В главном — пустовал шестой этаж из-за отсутствия элементарных удобств. Сегодня на этаже функционирует 25 номеров. И впервые в корпусе работает лифт. А это непростое сооружение.

Функционируют два зала. В первом — работают штангисты и борцы (вольники, дзюдоисты). Недавно постелили новые ковры, что для борцов особенно важно. Побывал я и в личном зале легендарного Василия Алексеева. Здесь между снарядами, к удивлению, примостилось старое пианино.

Дело в том, что наши великие штангисты Воробьев, Алексеев, Власов, Жаботинский, Ригерт, Варданян, Воронин в паузах между упражнениями отдыхали под звуки рояля. Начальник отдела кадров Валентина Васильевна Гурьева вспоминает, что Юрик Варданян был прекрасным пианистом. Шагнул я и на историческое место. В этом зале великий Юрий Власов накануне токийской Олимпиады побил мировые рекорды и этим потряс мир спорта.

Сегодня главный тренер сборной России Давид Ригерт готовит к Олимпиаде рекордсмена мира Олега Перепеченова, чемпиона мира Владимира Сморчкова, чемпиона Европы-2003 Евгения Чигишева. Штангисты, как ни странно, люди сентиментальные: “Никуда с этой базы не уйдем. Здесь прежде всего аура, дух наших великих штангистов. А мы люди суеверные: от добра добра не ищем”.

В секторе прыжков — обаятельный человек, с которым не хочется расставаться, Евгений Петрович Загорулько, воспитавший десятки чемпионов страны, Европы, мира и Олимпийских игр. Вот покоряет планку олимпийская чемпионка в Сиднее Елена Елесина. Евгений Петрович обнимает ее за плечо, медленно отводит в сторону и с улыбкой что-то поясняет. Лена понимающе кивает головой. И уже в следующих попытках планка, как прибитая, остается на высоте.

Олимпийский чемпион Сиднея Сергей Клюгин три года готовился в Испании.

— Там условия были хуже?

— Нет, не хуже. Но тянет домой, в Подольск. Здесь и проблемы наши, российские, готовиться помогают.

— Какие проблемы?

— Успех нашей сборной — дело всей страны. И Олимпийский комитет, и спорткомитет стараются вовсю. Так неужели начальник финансового управления спорткомитета Лейла Данияровна Покровская не может изыскать деньги хотя бы на этот период подготовки к Олимпиаде?

Деньги, все упирается в деньги. Загорулько сетует: “Ну скажите, это не смешно, если метателю положено на обед 100 граммов мяса. По нормам 1999 года олимпийцам было определено на питание 210 рублей. Прошло пять лет. Цены несколько раз взвивались. И по минимуму сегодня необходимо хотя бы 420 рублей в день. А у нас все те же 210. Ежедневное пребывание на сборах обходится в 850 рублей. Но это опять же расценки прошлого века.

Погода прекрасная. Тренируются спортсмены в охотку. Перебрасываются шутками. Еще вопрос Загорулько: “В Греции в августе очень жарко. Не тревожит большой перепад температуры?”

— Нет, для хорошо подготовленного спортсмена это не проблема. К примеру, в 1982 году Тамара Быкова на чемпионате Европы в тех же Афинах выиграла “серебро”. В тени было +40, а на солнце 55...

— Тягачев и Фетисов неоднократно с завистью говорили о совершенных базах подготовки, особенно к Олимпиадам, США, Германии, Франции. В Подольске много проблем?

Загорулько: “За последние два года сделано намного больше, чем за предыдущие 20 лет. Скажем, уложили современную беговую дорожку. А это 30 тысяч долларов, поменяли мебель... Но необходим тренажерный зал, медико-восстановительный центр. Пока это мечты”.

Проблем на базе в самом деле много. Легкоатлеты работают в зале, где оборудование не менялось уже 15 лет. А нужно-то всего 400 тысяч рублей, и Люберецкий завод поставит тренажеры получше шведских. Во дворце два бассейна. Оба отремонтированы (по последнему слову техники) совсем недавно. Один — для плавания после сауны, второй — для тренировок, семь дорожек. Но он 25-метровый. А для соревнований необходим 50-метровый. В двух игровых залах срочно требуется ремонт полов.

8 лет назад замыкание в игровых залах привело к пожару. Тогда сильно пострадали потолки. Косметический ремонт провели. Но вот наружные стены дворца требуют серьезного ремонта.

Рядом с залом огромное поле. Такой комплекс я видел в распоряжении футбольного клуба “Аякс”. Президент РФС Колосков не мог оторвать глаз: “Да здесь много классных полей, все удобства проживания, сервис”. Но опять же нужны финансы.

Руководители базы ждут в гости губернатора Громова. Они уверены, что он решит многие проблемы, потому что, вложив пусть и большие деньги в реконструкцию, можно превратить базу “Подольск” в одну из лучших спортбаз в Европе. А потом мощным насосом качать прибыль.

nnn

А теперь о том, с чего начали. Большие нагрузки требуют отменного питания. Как умудряются спортсменов кормить на 210 рублей — секрет открыли два человека. Слушаев: “Нашел потрясающего специалиста. Владимир Андреевич Федоров блестяще организовал питание на “почтовом ящике” в Павловском Посаде. “Ящик” закрыли, и он ушел в таксисты. Стал приглашать, а он ни в какую: “Да у вас одна холодильная камера, а нужно пять, опять же мебель, ремонт”. Федоров: “Слушаев дневал и ночевал в столовой. И построили пять современных камер. Поменяли мебель. Провели ремонт”.

Столовая сегодня выглядит не хуже виповских московских ресторанов. Спортсмены по видам спорта питаются согласно рекомендациям диетологов. Деньги достает директор. Где? Федоров к тому же изловчается: покупает баранину по дешевке (120 рублей за килограмм) и почти за бесценок печень, легкие, сердце. Изготавливают отличную выпечку. Вкусная пища — это сердечная привязанность к спортсменам и любовь к своему делу. Повара Лариса Карякина и Антонина Шибко супермастера! Проработали по 33 года. Я обедал с легкоатлетами. Овощи, соки, отменные закуски, на выбор два первых блюда, два вторых. А рядом за столиком олимпийская чемпионка по ядру в Барселоне Светлана Кревелева и ее легендарный тренер Фаина Мельник. Ели с удовольствием.

nnn

Сегодня “Подольск” — база Федерации независимых профсоюзов. Не станем упрекать, но не только реконструировать ее на уровне лучших в Европе, но и просто содержать профсоюзы не могут. Олимпийский комитет оказывает посильную помощь, предоставляет оплаченные сборы, помогает оборудованием, деньгами.

Есть выход из положения. Это спонсоры, которые уже найдены, но они настоятельно требуют акционирования “Подольска”. Вкладывая деньги, люди хотят получить гарантии. Дело за малым — подписать необходимые бумаги. Руководители базы “Подольск” к этому готовы, имея на руках пакет документов и перспективный план развития.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру