Иван Kупала возродился в каменных джунглях

23 июня 2004 в 00:00, просмотров: 443

В уникальную ночь на Ивана Купалу в самом центре Москвы, в одном из переулков Замоскворечья, одинокие персоны обоих полов слетались на запах свежескошенной травы, костра и самогона. Интересовал их исключительно цвет папоротника, хороводы и прочие прелести самой короткой, самой отвязной и мистической ночи в году.

Традиционно празднование ночи нечисти начинается с неудержимого распития спиртного в стенах культурного центра “ДОМ”, а заканчиваться, по идее, должно свальным грехом на лоне природы. Однако в силу того, что последние пять лет финал по разным причинам срывался, отчаявшиеся организаторы постановили: достигнуть экстаза исключительно путем алкоголизации…

Зрители с удовольствием потягивали холодную медовуху и самогон — самый настоящий, из кондового трехлитрового жбана и из рук очаровательной юной нимфы.Вот загорелся огненный шар на экране — символ очищающего огня, фолк-ансамбли “Народный праздник” и “Дербеневка” вышли к зрителям, и традиционный языческий обряд, посвященный главному дню лета, начался. Женщины в сарафанах, с рушниками и венками на головах раздавали зрителям папоротник и полевые цветы, водили хоровод, вовлекая зрителей в народные игры. “Требуются активный мальчик и девочка!” или же “Кто хочет девку поцеловать?” — зазывали они. Затем круг сцепленных рук защищал добровольную “невесту-уточку” от настигающего “жениха-селезня”. Поймав свою добычу, новоиспеченный “селезень” по старинному обычаю три раза целовал девушку. А в это время на дворе разожгли костер, и парочки не робкого десятка проходили обряд очищения: взявшись за руки, сигали через метровые языки пламени.

Отпрыгав и отведав сладкой кутьи, гости устремились обратно в зал, где традиционную музыку восточных славян сменила музыка западных — венгерская цыганская группа “SZILVASI gipsy band”. Хельсинкская троица “Cleaning Women” зажигала на ведрах и сушилках для белья, распевая на несуществующих языках песню о пользе уборки. Когда же в темном небе показался молодой месяц, гости решили расходиться… и разошлись пуще прежнего! Нам удалось задать пару вопросов организатору действа Надежде Бакурадзе:

— Почему именно этот праздник для вашего центра стал традиционным уходом на каникулы?

— В центре “ДОМ” внимание акцентируется на объединении культур разных стран. И чем круче их замес (например, венгры, финны и русский фольклор) — тем эффектнее получается. “ДОМ” специализируется на нетрадиционных подходах к городской жизни вообще и к культуре в частности. Например, каждый год после нашей вечеринки народ отправляется в Серебряный Бор — там купание, костры, т.е. обращаются к огню и воде, словом, к корням. Ведь ночь на Ивана Купалу — единственный языческий праздник, не запрещенный православной церковью. Более того, он совмещается с рождеством Иоанна Крестителя. Но мы его празднуем не по православному календарю, а в день летнего солнцестояния. Во всей Европе традиционен Иванов день, в Прибалтике — Йонанес, в Финляндии — middlesummer (середина лета). Во времена язычества в разных культурах его отмечали. А в Финляндии это вообще официальный праздник.

— В ночь на Ивана Купалу сбываются все желания. Что бы вы хотели пожелать?

— В этот праздник свободы, очищения и лета мне хотелось бы пожелать, во-первых, чтобы московская природа стала такой, чтоб цветок папоротника мог распуститься даже в центре города. А все стали бы такими же свободными, как свободны сегодня мы с вами. Цвели и в жизни, и в любви!




    Партнеры