Дырка от льгот

7 июля 2004 в 00:00, просмотров: 205

Через одну трубу жидкость в бассейн наливается, через другие — вытекает. Почему бассейн все время пустой? Даже дети ответят на эту загадку. Потому что выливается быстрее, чем наливается...

В нашей стране все точно так же. Практически все богатство попадает в Россию исключительно через нефтяную трубу. Однако не задерживается и прямиком вытекает через всевозможные отверстия. Только государственная кубышка немного наполнится — появляется новая дыра. И так всякий раз. Страна крутится, работает, но денег не прибавляется. На этот раз появилась очередная финансовая брешь — замена льгот на денежные выплаты. Откуда власти возьмут деньги на ее латание — непонятно.

Жить по-новому

2 июля правительственный законопроект о замене натуральных льгот на денежные выплаты был принят в первом чтении. Судя по решительному настрою власти, можно не сомневаться: от своих намерений чиновники не откажутся. А это значит, что с будущего года нынешних льготников разделят на два лагеря. 14 миллионов граждан возьмет на попечение федеральный центр (самая массовая группа — это инвалиды, ветераны войны и чернобыльцы). Оставшихся 19 миллионов припишут к регионам (в основном это ветераны труда и труженики тыла).

Цену вопроса при этом власти определили свыше 200 миллиардов рублей. Видимо, для ровного счета. Однако как считали чиновники — до сих пор непонятно. Да в общем-то это и не важно. Главное, что цифры попали в закон. Итак, 30 миллиардов рублей прибавят военным к зарплатам, чтобы те смогли самостоятельно оплачивать проезд на транспорте. 116 млрд. подкинут инвалидам (в этом году бюджет на их нужды тратил 13,5 млрд. — почти в 10 раз меньше). Ветераны войны вместо нынешних 2,5 млрд. рублей получат прямиком из казны 41 млрд. (в 20 раз больше). И остальные категории льготников — последние 15 млрд.



Многовато будет

Как это обычно случается, голосуя за закон, депутаты не подумали о его финансовом обеспечении. Чтобы было понятнее: искомые 200 млрд. — это почти вся “природная рента” нефтяников (в этом году они заплатят в казну 246 млрд. рублей налога на добычу полезных ископаемых).

Между тем в бюджете-2004 на социальные нужды было предусмотрено 164 млрд. рублей, а тут еще дополнительные расходы в 200 млрд. Как страна собирается сводить концы с концами — не совсем понятно. Даже при сверхвысоких ценах на нефть: труба одна, и не безразмерная.

Причем чиновники это понимают лучше других. Из их расчетов следует, что в будущем году весь хваленый профицит, которым так гордились в Белом доме, уйдет на проедание. Считайте сами.

Доходы бюджета-2005 вырастут на 357 миллиардов рублей. Из них 84 млрд. рублей правительство планирует отдать на увеличение военных расходов. Траты на обеспечение внутренней безопасности страны увеличатся практически на 62 млрд. рублей. А еще есть зарплата бюджетников, медицина и социалка — еще порядка 40 млрд. рублей. Добавьте сюда 200 млрд. для “федеральных” льготников — вот тебе и дефицит. Даже без учета региональных льготников, выживание которых с такой арифметикой полностью ложится на плечи местных властей.

Смогут ли они тащить на своем финансовом горбу эту компанию заслуженных людей — понять невозможно. Из 89 российских регионов 71 — дотационные, то есть без помощи центра выжить не могут...



Бег с препятствиями

Идея о замене льгот на деньги сама по себе вполне здравая: в нормальной экономике нет места бартеру, льготам и прочим суррогатам. Однако провести такую масштабную реформу сложно даже в идеальных условиях, когда у страны нет других проблем.

Но власти одновременно проводят не одну и даже не две реформы. И на каждую нужны и деньги, и время, и точные расчеты.

Дело в том, что пакет законов о льготах куда шире самих льгот. Еще осенью 2003 года Госдума приняла два закона из так называемого пакета Козака: “Об организации госвласти в регионах” и “О местном самоуправлении”. Эти документы отделили региональное от федерального. И вывернули наизнанку межбюджетные отношения, затронув, по сути, порядка 200 законов.

В результате нужды военкоматов и гражданской обороны стали федеральной головной болью. Но в то же время детские пособия перешли из ведения центра в регионы. Также на плечах местных властей повисла вся образовательная сфера — школы и детские сады. При этом новые законы не предусматривали источников финансирования. Их придется определять только сейчас, одновременно с льготами.

Но и это еще не все. Параллельно у нас идет налоговая реформа. С нового года будет снижен единый социальный налог, который сэкономит для бизнеса примерно 280 млрд. рублей. Реформу эту нужно было провести еще несколько лет назад. Тогда деньги в казне были. А теперь впору считать убытки: по оценке Минфина, бюджетные доходы в будущем году усохнут еще на 185 млрд. рублей. Одному только Пенсионному фонду для того, чтобы залатать дыры и обеспечить старикам выплату пенсий, потребуется 81 млрд. рублей. Откуда деньги? Бюджет уже с дефицитом.

Что уж говорить о провинциях! Федеральные власти откровенно предлагают им ходить по миру с протянутой рукой. С нового года центр собирается забрать у регионов часть налога на прибыль и львиную долю налога на добычу полезных ископаемых. Доходы региональных бюджетов в результате сокращаются как минимум на 95 млрд. рублей. При этом нагрузка на местные бюджеты, в том числе и за счет 19 миллионов региональных льготников, вырастает катастрофически. И чем затыкать образовавшиеся дыры? Потрошить стабилизационный фонд?

Власти усиленно намекают, что денег из этой копилки, скопленной из нефтяных сверхдоходов, хватит на всех. К концу года там соберется 500 млрд. рублей — и по действующему законодательству ее можно будет распечатывать. А что произойдет, если цены на нефть упадут? И государство не сможет заработать не только на выплату внешнего долга, но и на своих бюджетников. Ответ прост: рубль обесценится, и нынешние льготники получат вместо реальных денег набор цветных фантиков.

Примерно такая же участь помимо льготников ждет еще 12 млн. человек, напрямую зависящих от бюджета. Это один миллион федеральных чиновников, 4,5 миллиона военнослужащих вместе с вольнонаемными и 7 миллионов разных бюджетников по всей стране.

Чиновники, впрочем, выживут. А вот остальным 44 миллионам придется несладко. И никакие стабилизационные миллиарды не помогут. Достаточно каждому из бюджетников и льготников добавить в месяц по 1 тысяче рублей — и через год деньги кончатся.

В любом деле надо рассчитывать силы. Иначе легко надорваться.

Реформировать страну сразу по всем направлениям — все равно что одновременно ремонтировать все дороги, мосты и трамвайные пути в многомиллионном городе. Даже если деньги на ремонт есть, проехать нельзя. Движение встало. А если денег нет?..






    Партнеры