Девочка, живущая в сети

26 июля 2004 в 00:00, просмотров: 1351

Пока тележурналисты тащат камеры на место происшествия, радиожурналисты дозваниваются главному герою, а репортеры бумажных изданий верстают материал, онлайн-газетчики успеют разместить пять отчетов о событии на своем сайте.

Орудие массового поражения

Интернет — самое динамично развивающееся СМИ. Число пользователей Всемирной Паутины в мире уже достигло 300 миллионов человек, а каждые четыре секунды к Сети подключается 11 новых организаций. В 2002 году количество индивидуальных пользователей Сети в России достигло 4,5 млн. чел.

У интернет-журналистики есть множество преимуществ. Явным плюсом является живучесть онлайн-статей. В эти заметки не заворачивают протухшую рыбу, а отправляют в архив, где они продолжают жить своей жизнью. Ведь читателю проще найти нашумевшую статью в Интернете, чем рыскать по библиотекам в поисках подшивки. Во-вторых, в Сети можно запустить практически любую “утку” абсолютно анонимно. Влиятельные онлайн-издания такой материал не поместят, но ведь есть и любительские. А поскольку четкий закон об интернет-СМИ никак не появится, то именно в виртуале и рождается добрая половина сенсаций. Одно из самых главных преимуществ онлайн-газет — возможность вступать с читателем в переписку, получать отклики и комментарии аудитории, составлять рейтинги публикаций. Такое общение очень помогает газете в формировании редакционной политики, а журналистам дает дополнительный стимул “быть самыми лучшими и читаемыми”.

Еще одна привлекательная сторона виртуальных СМИ называется простым русским словом “халява”. Если за подписку на бумажные версии надо платить, то интернет-газетка обходится бесплатно. Доходы онлайн-изданий порой выше, чем у их бумажных собратьев. Дело в том, что в Интернете процент рекламных объявлений намного выше, чем у печатных изданий. По закону, реклама должна занимать не более 40% площади СМИ. Представьте, сколько баннеров надо разместить сайту, чтобы достичь этой цифры. Так что прибыль у популярного сайта может стать астрономической.

Но есть у Всемирной Паутины и минусы. Во-первых, длинные публикации в Интернете, если они не являются чем-то исключительным, заранее обречены на провал. Редкий герой, особенно если он пользуется домашним Интернетом, будет читать статью на десять страниц. И глаза устают, и деньги тратятся. Поэтому в Интернете обычно пишут материалы компактные, с четким разделением на подразделы, подчеркиванием и другими визуальными помощниками. Неудобно и то, что взять с собой интернет-газету до недавнего времени было невозможно. Сейчас появились карманные портативные компьютеры, но все равно процент их владельцев ничтожно мал.

В России аудитория бумажных и сетевых СМИ сильно различается. Далеко не каждая семья, особенно в маленьких городах, имеет доступ к Паутине. Аудитория онлайн-изданий состоит из людей образованных, со средним достатком и базируется в основном в крупных городах. Многие специалисты предрекают интернет-журналистике большое будущее. Говорят, что скоро каждый читатель сможет создавать собственную газету из понравившихся материалов.

Как стать виртуальщиком

Если журналист умеет делать репортажи, он сделает их и для газетной, и для интернет-версии. А если не умеет, никакие высокие технологии ему не помогут. Тем не менее разница в подготовке материалов есть. У интернет-газетчика практически нет времени на раздумья, ведь преимущество онлайн-изданий — в их оперативности. Поэтому быстрота мышления очень приветствуется. Также сетевой журналист должен писать более универсально, чем “бумажный”. Аудитория Интернета не имеет географических границ, и на сайт может зайти представитель практически любой возрастной и социальной группы. Многие институты уже выделили интернет-журналистику в отдельную специализацию. Например, на журфаке одного из престижных московских вузов два года назад открылось отделение интернет-журналистики. Раньше этой специализации были посвящены лишь отдельные семинары, а теперь после третьего курса студент может целиком посвятить себя высоким технологиям. Среди курсов, преподаваемых на этом отделении, — “Основы веб-дизайна”, “Создание интернет-проекта”, “Менеджмент онлайновых СМИ”. Студенты создают учебную интернет-газету, ничем не уступая однокурсникам из групп “бумажной” журналистики.

Многие мои друзья говорят: “Мы прочитаем твою статью в настоящей газете, Интернет — это все-таки не то”. Действительно, когда держишь свою публикацию в руках и видишь на мониторе компьютера, ощущения абсолютно разные. Зато благодаря Интернету статью могут прочитать и в Новой Зеландии, и на Кубе.





Партнеры