Из деревни с дедушкой

Подавляющее большинство москвичей живет в ХХI веке. Но есть и те, кто одновременно с ними существует где-то в веках ХVII—XIX...

Жители россыпи деревушек, расположенных в Южном Бутове, давно смирились с тем, что обещания столичных властей сделать их полноценными москвичами всегда остаются обещаниями. К выборам, например. Десятилетиями слышат селяне о том, что их быт перестанет быть средневековым и дорогу к ним подведут. Или на худой конец переселят в городские квартиры. Но пока так ничего и не дождались.

Корреспонденты “МК” объехали три деревеньки, чтобы посмотреть на житье-бытье столичных “аборигенов”.

Поселок Бутово. Когда-то это был большой поселок, но потом новостройка “съела” основную его часть. Жителям снесенных домов еще в 1994 г. дали жилье под Подольском. Остальные 10 лет ждут у моря погоды. Однако горюют не все. Руслан Жиров, например, ни в какую Москву переезжать не хочет.

— Как так? — возмущается он. — Это моя собственность, я здесь вырос. По федеральному закону я собственник земли, а по всяким московским подзаконным актам получается, что нет. Я до Конституционного суда дойду. А то ведь заплатят за дом по остаточной стоимости... А мой дом дед построил аж в 1936 году...

В деревне Щиброво , расположенной неподалеку от Бутова, мне сказали, что за переезд у них — подавляющее большинство. Но и тут слышны голоса против. Они принадлежат тем, у кого земли здесь по 18 соток да еще городская квартира. Этим людям расставаться с участком абсолютно не хочется. Вера Яковлевна жалуется:

— В Чернево (уже снесенная деревня неподалеку. — Д.К.) вот давали и квартиру, и компенсацию за участок. А нам этого уже не обещают. Да и, честно говоря, тянется эта история с 1973 года. Были бы за областью, так хотя бы отстроились. А нам строительство запретили. Чтобы не платить компенсацию. То есть построить можно хоть дворец, но, когда его снесут, компенсируют старый дом.

В деревне Курьяново ситуация самая аховая. По словам жителей, неделю назад здесь какие-то отморозки забрались в крайний дом, пытали старушку-инвалида, видимо, старались дознаться, где гробовая заначка лежит. Убили и дом подожгли. Экспертиза зафиксировала на теле жертвы множественные переломы. Так еще и пожарных полтора часа ждали. Приехал расчет и не тушит — воды нет. Еле-еле залили пепелище, да толку-то? Мало того — на официальной карте значится Новокурьяново, а деревни Курьяново там вообще нет.

— Магазина в деревне нет, — жалуется Наталья Николаевна, прожившая здесь 26 лет, — газа нет, водопровода тоже, мусор не увозят — вон, видите свалку? Школа только начальная, потом детишки за три версты бегают. Как половодье — так по пояс в воде, живем, как на острове. Вы не слушайте тех, кто говорит, что сносить нас не надо. Это все дачники, зимой их не видно...

Тут подтягивается женская сельская общественность. Вокруг меня образуется голосящая и жестикулирующая толпа пейзанок. Все они руками и ногами голосуют “за Москву”.

— Не слушайте дачников! — кричат они. — У них по две-три квартиры, а у нас ни одной, только эти сараи. И строить нельзя! В поликлинику пойти — и то проблема. В одной есть одни специалисты, в другой — другие, вот и мотайся. Постоянно сюда приходит драться какая-то шпана. Детей боимся на улицу по выходным выпускать, а участкового вообще ни разу не видели.

Самое интересное, что многие деревенские — по рождению коренные москвичи. В 1949 году их переселили сюда временно из района Перерва — местный колхоз укреплять. Да так и забыли. Колхоз давно загнулся, теперь загибается и деревня.

Мы с фотокорреспондентом прошлись по деревне. Покосившиеся заборы, заросший ряской пруд. Пейзаж “портят” лишь корпуса многоэтажек, стоящие прямо за околицей. Но при современной компьютерной графике дело это поправимое.

Эх, эту самую виртуальную графику — да в руки городским властям. Взять одним махом компьютерной мышки и замазать портящие пейзаж бараки. И красиво, и мороки с компенсациями “аборигенам” нет никакой.

ВОЙНА — ХИЖИНАМ, МИР — ДВОРЦАМ?

Расселить и застроить многоэтажками бутовские деревни власти грозятся уже давно. В Генплане даже срок обозначен — к 2010 году на их месте должен быть не сад, а город. Население вроде бы тоже не возражает. Вот только домов этих пока нет даже в карандашных проектах Москомархитектуры.

— Эти территории слишком далеко и невыгодно расположены, — жаловался на вчерашнем заседании московского правительства префект ЮЗАО Валерий Виноградов. — До деревни Захарьино от МКАД 10 км, чтобы попасть в Липки и Милицейский, нужно сначала заехать в подмосковную Щербинку.

Удаленность территорий — проблема важная, но, увы, не единственная. Все 11 бутовских деревень обременены весьма неприятным соседством: рядом находится аэродром “Остафьево”, экспериментальное кольцо железной дороги, Варшавское шоссе, канализационные блоки, обслуживающие микрорайон Южное Бутово.

— Мы предлагаем для этих территорий различные варианты застройки, — пояснил Виноградов, — в поселке Бутово, деревнях Щербинка, Липки, Захарьинские Дворики — жилищное строительство; в Курьянове будет возведен большой оптово-розничный комплекс; в Щиброве планируется разбить парк, устроить помещения для конного батальона и кинологического центра.

Правда, для начала надо решить вопрос с собственностью. Помимо частных домовладельцев права на деревенские земли имеют администрация Московской области, местный совхоз, аэродром “Остафьево”. Когда московские власти смогут урегулировать отношения с собственниками, неизвестно. Пока удалось выяснить лишь потребности частников, живущих в деревянных домах без воды и тепла. Им потребуется как минимум пара тысяч квартир. Первые переселения должны начаться уже в 2005 г. Счастливчиками станут жители поселка Бутово, для которых построят сразу 8 новых домов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру