Брат из Казахстана

Прямо из Канна транзитом через “Кинотавр” в конкурс фестиваля “Московская премьера” прибыла казахская “Шиzа”. Первый фильм режиссера Гуки Омаровой российская критика уже окрестила “казахским “Братом”. Видимо, из-за того, что сценаристом и продюсером картины выступил Сергей Бодров-старший. Кроме “именного” сходства в этом фильме и правда есть что-то близкое, родное, знакомое: такое чувство, будто ты купил сто лет назад очень нужную вещь, а вспомнил о ней только сейчас. Вспомнил — и обрадовался.


“МК” в честь своего юбилея делает вам, дорогие наши читатели, подарок. Вы сможете увидеть этот фильм бесплатно. Нужно только вырезать купон Второго фестиваля отечественного кино “Московская премьера”, который мы опубликуем в номере от 20 августа, и обменять его на билет в кино. Обмен состоится 21 августа с 11.00 до 17.00 на Болотной площади — напротив кинотеатра “Ударник”.

Герой фильма — угловатый подросток Мустафа, которого за странности в поведении одноклассники прозвали Шизой. За полоумное молчание, взгляд исподлобья, врожденную угрюмость и безоценочность поступков. Сказали ему пойти в женскую раздевалку — он идет. Сказали: “Танцуй!” — он танцует. У всех, кто учился в средней школе, были такие знакомцы. Все помнят их невыносимо белые лица на фоне раскрасневшихся одноклассников, собравшихся в кружок на переменке и прыскающих от смеха. Всем, кто вспоминает об этом сейчас, скорее всего стыдно.

“Шиzа” — редкий случай разделаться с этими воспоминаниями с особым цинизмом. Перепетая на казахский лад сказка про Ивана-дурака, который враз оказался умнее всех, превращает мальчика для битья в машину смерти, которая мчит на черном мотоцикле по странным, сновидческим пейзажам Казахстана.

Мы застаем героя сразу после того, как его выгоняют из школы. Местечковый врач, эдакий чеховский Ионыч (Виктор Сухоруков), ставит мальчику невнятный диагноз, обдирая его трепетную родительницу как липку. А пока та собирает деньги на лечение сынка, отчим прикрепляет его к себе, посвящая в тайны профессии импресарио. Пока в России шел передел нефтяных скважин, в Казахстане такие же братки устраивали кулачные бои. Бои, как и положено, были без правил, а против прикормленных качков выставляли опустившихся рабочих, которым уже нечем было кормить семью. Ради скромного заработка они соглашались выйти на ринг и держаться до последнего. И первый же бой, свидетелем которого стал Шиза, становится последним для одного из таких бедолаг. Перед смертью боец успевает передать мальчику деньги для жены. Так начинается путь подростка во взрослую жизнь. Будет все: и немыслимая удача, сопутствующая классическим приключениям дурачка, и выстрелы, и тюрьма-разлука.

Роль Царевны-лягушки для казахского Иванушки исполнила единственная профессиональная актриса (кроме Сухорукова, конечно, а остальные — люди из тех мест) на весь фильм Ольга Ландина. Первая любовь, перезрелая хромоножка, дающая Шизе сначала из жалости, а потом по любви. Когда Шиза спит у нее в хижине на полу, а она ночным шепотом спрашивает: “Ты трахаться умеешь?” — мальчик даже не представляет, о чем она говорит. Олжас Нусуппаев, найденыш из детдома, в этом очень похож на своего перестроечного “брата” — Сашку Григорьева из фильма Сергея Бодрова-старшего “СЭР”. Тот, тоже детдомовский, такой же рано повзрослевший, только наглей и смекалистей, несмотря на всю свою “взрослость”, такими же наивными глазами смотрел на мир и так же, кажется, хотел во что-то верить — хоть в отца-уголовника, которому нужен был меньше, чем тюремный паек. Шиза верит в свою любовь и удачу, но вера эта обреченная и двусмысленная — как финал, где все вроде бы хорошо, но нельзя не спросить: “А что дальше?” А дальше, за стенами тюрьмы, откуда выходит Шиза к своей Царевне-лягушке, — жизнь, а никакая не сказка.


С 12 августа — эксклюзивно в кинотеатре “Ролан”, с 19-го — в сети московских кинотеатров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру