Дистанция огромного... успеха

20 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 396

Каждый человек мечтает получить интересную, престижную, доходную профессию. Но не у каждого есть время регулярно ходить в вуз, тратить по шесть-семь часов в день на сидение в аудиториях и читальных залах. Выход один — дистанционное обучение.

По мнению зарубежных специалистов, будущее в современном образовании — за дистантом. Сегодня он становится все более и более популярным: по статистике, к концу 2005 года четверть всех образовательных услуг будет предоставляться в виртуальном виде. Многие зарубежные вузы уже сегодня предлагают студентам дистант-знания, сравнимые по объему и качеству с традиционным обучением.

Штучное дело

Но не следует путать дистант-образование с заочным, столь популярным в советские годы. При внешней похожести это, как говорится, две большие разницы. Заочное обучение рассчитано на массового студента, оно ведется, что называется, поточным способом — один для всех учебный план, стандартные контрольные и курсовые работы, регулярные зимние и летние сессии. Заочники жестко связаны учебным расписанием и, как правило, не могут “перепрыгивать” через предметы или проходить их в ускоренном темпе. Дистант же всегда индивидуален: никакого конвейера, только штучное производство. Студент сам выбирает дисциплины и учебные курсы, их последовательность и продолжительность. Один предмет он может пройти быстро, в течение дух-трех недель, другой — изучать долго, не спеша. Сессий при дистанте как таковых нет: после каждого учебного курса студент выполняет контрольные задания. Набрал необходимые баллы — переходи к следующему этапу обучения, нет — штудируй предметы по новой.

Удобство дистанта еще и в том, что учеба проходит в удобных условиях — на работе или дома. Не нужно тащиться на другой конец города, сидеть в душных аудиториях, толкаться в институтских коридорах. Включил компьютер — и процесс пошел. Можно грызть гранит науки и днем, и вечером — скажем, вместе с утренней чашкой кофе получать порцию свежих знаний. Полезное совмещается с приятным... А можно учиться ночью — когда никто не мешает. Такая свобода хороша и для “жаворонков”, встающих ни свет ни заря, и для “сов”, предпочитающих ночные бдения за компьютером. Традиционная форма обучения таких удобств не дает: всех гонят на лекции и семинары в одно и то же время.

Фиксированных сроков при дистанте также не существует: можно заниматься хоть один год, хоть десять. Главное — сдать все положенные зачеты и экзамены. Когда дисциплины пройдены и необходимое количество баллов набрано, студент защищает итоговую работу и получает заветный диплом. Который, кстати, ничем не отличается (по крайней мере внешне) от традиционного документа, выдаваемого вузом.

Кейс для фейса

Студент, заключивший договор с вузом на дистант-обучение, получает комплект учебных материалов — так называемый “кейс”. В него входят пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (диски, дискеты, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации. Каждый дистант-студент прикрепляется к своему преподавателю-тьютору, который и будет вести его до конца учебы. Тьютор подскажет, какими пособиями и в какой последовательности следует пользоваться, даст консультацию по самым сложным вопросам, окажет помощь в подготовке к контрольным, зачетам и экзаменам. Ему же студент пришлет для проверки выполненные контрольные и тесты. Общение между тьютором и его подопечным происходит через Интернет. В этом есть определенное преимущество — дистантник получает объективную оценку за свои знания: на нее никак не влияют симпатия или антипатия преподавателя.

Тьютор также следит за тем, чтобы его подопечный вовремя выполнял промежуточные тесты и задания, не затягивал с ответами на присланные вопросы. Виртуальный преподаватель, если возникнет необходимость, способен и материализоваться — позвонить по телефону, чтобы узнать, все ли понятно в материале, не требуется ли консультация и т.д.

Дистанционное обучение может вестись и коллективно. В рамках практических семинаров предусматриваются коллоквиумы, общее обсуждение пройденной темы. В этом случае студенты общаются не только с преподавателем, но и друг с другом, идет интенсивный обмен мнениями и идеями.

Школяр в Интернете

Есть дистантное обучение для школьников. Главным образом для тех, кто по болезни или инвалидности не может ежедневно ходить на уроки. В Москве, к примеру, в 2004 году закуплено более 700 рабочих мест для домашнего дистант-обучения — компьютеры, мониторы, сканеры, программное обеспечение. Работу с дистант-учениками ведут специально обученные учителя-тьюторы. Для ребят в Интернете имеется и своя виртуальная школа. Зайдя в нее, ученик может самостоятельно пройти предметы с 5-го по 11-й класс. Предусмотрен также интерактивный самоучитель — для тех старшеклассников, кто заканчивает школу экстерном или готовится к поступлению в вуз. Ребята, не выходя из дома, могут повторить сложные правила и теоремы, улучшить знания русской и английской грамматики, побродить по историческим хронологиям, залезть в справочники и словари и скачать нужные сочинения или рефераты. А для любителей потрепаться со сверстниками предусмотрен даже свой чат.

Дистанционное обучение стало во всем мире уже привычным. В США, например, уже свыше 30 миллионов человек успешно получили дистант-образование. Россия в этом вопросе пока отстает: велика сила инертности и приверженности традициям, да и компьютерное обеспечение учеников пока находится отнюдь не на высоте. Однако у дистанта большие перспективы: бизнесмены, военнослужащие, люди с ограниченными физическими возможностями, заключенные в колониях — это все контингент потенциальных студентов-дистантников. И он достаточно велик.




Партнеры