Раз — ум, два — ум...

Полтора десятка лет для учебного заведения — небольшой срок. Но для России, где образование долгое время было сплошь государственным, — солидный.


— В нашей семье (я происхожу из рода купцов и меценатов Морозовых) хранились методики известного русского профессора Владимира Рубакина, — рассказывает учредитель первого столичного частного лицея “Разум-Л” Ольга Литаврина. — Это был прославленный ученый, словесник и психолог. Он разработал теорию библиопсихологии — развития личности ребенка через книги и письменное творчество. После революции его труды стали не нужны: обществу требовались лишь послушные “винтики”. Я всегда интересовалась идеями Рубакина и после окончания пединститута стала применять их в классе, где преподавала русский язык и литературу. Учила детей мыслить самостоятельно, спорить... Многим педагогам это не нравилось, начались конфликты... Мои дети, даже маленькие, не хотели слепо верить учителям, пытавшимся навязать свою — точнее, утвержденную в гороно — “правильную” точку зрения. Поэтому в 1989 году, как только стало возможным открывать негосударственные учебные заведения, я организовала лицей “Разум”. Первыми мои учениками были пятиклассники, не захотевшие остаться в скучной официальной школе.

Сначала, конечно, было тяжело: приходилось снимать помещение, заниматься вечером. Затем Литаврина за оригинальную методику преподавания получила стипендию фонда Сороса.

— Этих денег как раз хватило на аренду, — вздыхает Ольга Борисовна. — Потом пришли новые ученики, стало полегче...

Сегодня в лицее “Разум-Л” занимается уже 150 ребят — с трех лет до 11-го класса. Хотели бы брать больше, да место не позволяет. Даже спортзал и бассейн построить рядом — проблема. Но лучше меньше, да лучше — шутят в лицее. А лучше — это уникальная система образования и воспитания “по Рубакину”.

— Мы учим словесности — не отдельно языкам и литературе, а единому предмету, продолжаем развивать методику профессора Рубакина. Поэтому много времени уделяем чтению и письму, воспитанию высокой культуры языка, речи, умению самостоятельно мыслить, говорить и убеждать, — говорит Литаврина.

Ребята регулярно побеждают на литературных конкурсах ЮНЕСКО, занимают призовые места на состязаниях юных писателей в Лос-Анджелесе. А недавно они получили 48 из 50 наград на конкурсе Международного фонда славянской письменности и культуры. Был даже издан сборник стихов и прозы воспитанников лицея — “Невещественные доказательства”. Педагогам есть чем и кем гордиться...

Обучение в “Разум-Л” стоит как бы на трех “китах”: развитие успешности (ребенок должен чувствовать себя успешным — это позволит ему избежать чувства неполноценности, комплекса неудачника, поможет поступить в институт, хорошо устроиться в жизни), самостоятельности мышления и качестве знаний. На это направлен весь образовательный процесс: четыре языка (английский и французский — до начальной школы, немецкий и испанский — в первых классах), индивидуальный подход к каждому ученику (в классах — 10—12 человек), молодой и в то же время опытный педколлектив.

Конечно, частный лицей — удовольствие платное, но, по словам Ольги Борисовны, почти треть детей учится на льготных условиях или вообще бесплатно. Да и для остальных стоимость обучения (порядка 200 долларов в месяц) не столь уж велика. Но внимательное и доброжелательное отношение к детям, хорошее образование и развитие личности ребенка того стоят...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру