Термоядерный Темирканов

Один из самых крупных дирижеров мира Юрий Темирканов в декабре был удостоен независимой премии “Триумф”. Но работа с Балтиморским симфоническим оркестром, чьим главным дирижером и художественным руководителем он является с 2000 года, не позволила ему прибыть на церемонию вручения наград. И вот наконец великий маэстро посетил Москву.

В УПДК МИД РФ состоялась его встреча с великолепным жюри, на этот раз под председательством Михаила Жванецкого.


Координатор премии, писатель Зоя Богуславская, говорила о необыкновенной личности дирижера: “Он видит мир, его беды и постоянно чувствует свою причастность к этому страдающему миру. Я преклоняюсь перед ним — музыкантом и человеком”.

Екатерина Максимова, знающая дирижера по его работам с симфоническими оркестрами и артистами в оперных театрах, назвала Юрия последним из могикан, рыцарем искусства: “Темирканов — человек искусства высшего ранга. Я восхищаюсь, что он сохраняет верность своей дружбе с Евгением Колобовым”.

Олег Табаков с улыбкой мудреца угадал замечательную особенность натуры Темирканова: “В нем еще жив мальчишка. Сохранить в себе это свойство удается очень немногим. Несмотря на величие твоего искусства, Юрий, ты по-прежнему веселый и хороший человек”.

Андрей Битов осмыслил искусство дирижера философски: “Месторождение музыки — в каком-то онтологическом слое, и она оттуда попадает в ухо великого композитора. Он ее пишет, оставляя на бумаге какие-то знаки. Ее надо исполнить. Итак, расстояние: небо, композитор — исполнители. Среди них встречаются исполнители высокого класса, и они цепляются за то, что услышал композитор. Зато в руках великого маэстро дирижерская палочка становится чем-то невероятным... Маэстро — это тот, кто слышит изначальный ряд”.

Андрей Вознесенский со всей своей поэтической смелостью и природным метафоризмом уже отыскал озорное созвучие: “Для русских и американов — термоядерный Темирканов”. Он вспомнил исполнение собственной “Поэтории”: “Мои слова были пронизаны его музыкой”.

Маэстро смеялся вместе со всеми, а потом, приняв лауреатские регалии и чек на 50 тысяч долларов, сказал:

— Чрезвычайно благодарен, что вы оценили меня так высоко. У меня много всяких наград. Эта, может быть, одна из самых ценных для меня, потому что мне ее дали не правительства, а дали люди, которых я очень люблю. Эту премию, всю до копейки, я отдам для того, чтобы не погибло то, чему мы посвятили свою жизнь. Я хочу основать Колобовскую премию — памяти Евгения Колобова. Он был немножечко сумасшедшим творцом и чрезвычайно талантливым человеком. Нельзя допустить, чтобы его забыли. Мы не позволим! Остальные деньги отдам школе, в которой учился, и студентам консерватории. Спасибо”.

Тем же вечером Юрий Темирканов уехал в Санкт-Петербург, где он по-прежнему остается художественным руководителем Петербургской филармонии, сражается за то, чтобы музыканты были обеспечены, иначе беда: “Человек, которому не на что жить, не на что кормить семью, психологически рушится. И как художник”.

Темирканов — великий космополит. Он играет с лучшими оркестрами мировых столиц и неизменно возвращается в Россию, домой, в Петербург. И в свой родной Нальчик, где с родственниками и близкими он говорит по-кабардински.

С 20 октября по 21 ноября Юрий Темирканов даст в США 24 концерта, часть из них — в Карнеги-холле. А еще в Чикаго, Бостоне, Сан-Франциско, Вашингтоне — почти во всех штатах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру