Полезное с приватным

— Через полгода начнется приватизация памятников истории и культуры, — заявил министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов. Таким образом, пробный камень, брошенный в Санкт- Петербурге, поднял волны теперь по всей России.


— 15 процентов объектов культуры находится в хорошем состоянии, 20 — в удовлетворительном, 35 — в неудовлетворительном, 20 — в аварийном, а 10 — “руинированы”. Это позволяет давать сигнал SOS, — сказал министр Соколов в своем докладе на заседании правительства, продемонстрировав его членам три книги: черную — утрат; белую — приобретений и красную — возможных утрат.

По словам министра, в России около 90 тысяч объектов историко-культурного значения, одна треть из которых имеет федеральное значение, а две трети — региональное. В прошлом бюджетном году государство на их содержание затратило 12 млрд. рублей, это крайне малая сумма. Поэтому срочно нужно принимать законодательные акты. Во-первых, о порядке предоставления льгот физическим и юридическим лицам, вкладывающим средства в сохранение объектов культурного наследия. Во-вторых, о приватизации части памятников истории и культуры. Впрочем, Соколов слово “приватизация” произнес с оговоркой: мол, памятуя печальный опыт приватизации, само слово следует хорошенько отмыть, чтобы им снова пользоваться. Тем не менее в недрах министерства уже готовятся списки объектов, которые можно выставить на торги.

Однако с продажей памятников у государства могут возникнуть проблемы. Хотя бы потому, что пока не урегулирован вопрос о том, в чьей они находятся собственности. Иллюстрацией этому стала яростная полемика: на заседании правительства схватились Герман Греф и Юрий Лужков. Министр экономического развития и торговли обвинил столичного мэра в самозахвате 1,5 тысячи объектов федеральной собственности:

— Страшно работать с органами власти, которые совершают такие действия в отношении Федерации. Что же они тогда делают с другими собственниками?

Лужков не заставил себя ждать и назвал абсурдным закон, по которому с 1 января 2005 года субъектам Федерации, в частности Москве, запрещается вкладывать деньги в тот или иной памятник культуры федерального значения:

— А 2 января прокуратура придет и спросит: на каком основании ты потратил средства на восстановление Манежа, на каком основании ты тратишь на Моссовет? И ты не можешь ни копейки потратить на то, чтобы там мыть полы, потому что это здание — государственная собственность.

Свое мнение относительно грядущей приватизации Лужков высказывал уже давно. В госсобственности должны остаться памятники, которые формируют имидж страны: Большой театр, Кремль, Эрмитаж... Остальные должны отдаваться в частные руки, но с сохранением строгого государственного надзора.

Собственно, уже никто и не спорит — отдавать или не отдавать в частные руки разрушенные памятники. В конце концов, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И эти руки уже готовы с добрыми намерениями протянуться к госсобственности. Так, если верить губернатору Смоленской области, там уже вовсю обсуждается вопрос о приватизации... фрагмента стены Смоленского кремля. Есть примеры и других “добровольцев”.

Но чистые ли эти руки и совесть их владельцев? Не пойдут ли за гроши старинные усадьбы и не превратятся ли по воле новых хозяев в казино? Возникает великое множество “но” законодательного порядка, не разработанных и не ведомых никому. В том числе и тем, кто на заседании правительства вел ожесточенную полемику. Вот цитата из высказывания премьер-министра Фрадкова: “Надо разобраться, сесть давно пора было... в хорошем смысле слова”.

Да, господа, давно пора. Пока же все идет к тому, что благое дело — спасение памятников нашей истории — будет проходить по Черномырдину — хотели как лучше, а получилось как всегда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру