Десять лет до взрыва

Он капризничал. Отказывался фотографироваться и говорить о кино. Но при этом умудрялся оставаться невероятно милым и обаятельным.

Узнать Ричарда Гира с другой стороны, понять, что его увлечение буддизмом не дань моде, а серьезно и навсегда, — дорогого стоит.

Наше интервью с “главным буддистом Голливуда” состоялось в его трехкомнатном гостиничном номере, где в прихожей стояли чемоданы, саквояжи и запечатанные коробки.

На газету с его нью-йоркским интервью, посвященном премьере фильма “Давайте потанцуем”, он взглянул лишь мельком. Нет у Гира звездной болезни. Зато его заинтересовал материал о Роберте Галло, человеке, открывшем вирус СПИДа. Немного подумав, он сказал, что на самом деле первооткрывателей было двое. Французский ученый сделал это одновременно с Галло. Затем он поинтересовался, кто читает “МК”, — актеру было важно знать, к кому он обращается в своем интервью. И сразу дал понять, что говорить намерен лишь на серьезные темы — о буддизме и Тибете.

— Вы много лет интересуетесь тибетской культурой. Уже узнали о Тибете все?..

— В Нью-Йорке существует такой же Тибетский дом, как и в Москве. Когда он был основан, его целью было открыть как можно шире двери людям, интересующимся культурой Тибета. Надо сказать, люди приходили к нам по самым разным причинам. Их интересовало все: традиции, права человека, политика, буддизм... Некоторых посетителей, которые по-настоящему разделяли наши идеи, мы отвозили в лагеря тибетских беженцев в Индии.

— Зачем?

— Чтобы они смогли все увидеть своими глазами. Мы стараемся раскрыть все стороны жизни тибетцев. Так что, отвечая на ваш вопрос, могу уверенно заявить: максимально полное представление о Тибете дать можно.

— Для того, кто решил исповедовать буддизм, важно посетить Тибет? Насколько я знаю, вы там были только один раз.

— Я решил, что мне необходимо поехать в Тибет, когда был увлечен дзен-буддизмом. Но уже начал интересоваться его тибетской формой, прочитал “Страну снегов” Джона Эвидана. Кстати, я обратился к нему с таким же вопросом, но он ответил, что попасть в Тибет невозможно, потому что он сейчас управляется Китаем и китайцы не дадут мне увидеть реальную жизнь, настоящих тибетцев. Потому далай-лама и тибетцы лишились своей земли, земли мира и покоя. Меня эта проблема очень заинтересовала, захотелось понять, почему так произошло, что происходит сейчас, как живут бывшие тибетцы. И главное — как им удалось трансформировать свою трагедию в любовь и сострадание для современного мира. Это ведь невероятно, невозможно! Во всем мире властвует терроризм и страх, проблемы решаются совершенно другим путем. А тибетцы выбрали путь ненасилия!

Стоит ли ехать в Тибет? Да, конечно. Если у вас есть такая возможность — обязательно! Но вам нужно смотреть иначе на этот мир. Освободиться от предрассудков, от романтики, которой наделяют тибетцев. Россия прошла через большие испытания, у вас существовала советская система, поэтому вы сможете понять то, что сейчас там происходит, лучше, чем кто-либо еще.

— Серьезно полагаете, что Тибет получит свободу ненасильственным путем?

— На это уйдет много времени. Путь ненасилия всегда самый длинный. Люди привыкли думать, что все незыблемо. Те, кто создавал Советский Союз, думали, что система просуществует века. Но все оказалось карточным домиком, который разрушился от легкого дуновения ветра. Мир очень быстро меняется, ничего нет вечного. Китай сейчас очень динамично развивается, но китайское правительство хочет совместить опыт Советского Союза и капиталистических стран. Напряжение между этими двумя системами обязательно вызовет взрыв. Думаю, он произойдет уже в ближайшие десять лет. Так что... Вижу ли я в ближайшем будущем независимость Тибета? Маловероятно...

— В чем разница между тибетской формой буддизма и дзен-буддизмом?

— Она огромна! Несмотря на то что Будда остается Буддой в обоих случаях. Основное различие — культурные различия. Например, практикующие дзен-буддизм японцы более закрытые. Вообще, тот буддизм, который распространен в Японии, более строгий. Но в то же время он гораздо больше использует потенциал человеческого ума и направлен на совершенствование духовного мира. Тибетская форма буддизма более темпераментна, если можно так сказать. Тибетцы ближе к итальянцам по тому, как они выражают свои чувства. Тибетская форма более легкая, свежая. Несмотря на то что там также огромное внимание уделяется духовному росту, остается место для сострадания, любви и тепла. И это тепло обладает невероятной силой, оно открывает человеческие сердца. Тибетцы по своей природе очень любопытны. Может, причина в этом?..

— Что посоветуете тем, кто только собирается практиковать буддизм?

— Слушать свое сердце... Много читать. Я знаю, в России есть прекрасные книги по буддизму. В Санкт-Петербурге есть замечательный центр, прекрасное тибетское здание, построенное в соответствии с традициями. А знаменитые бурятские дацаны?.И вот еще что. Не ждите быстрых результатов. Прежде чем ваша жизнь изменится, пройдет много времени. Но если вы уверены в своем выборе, не пасуйте перед трудностями — и результат превзойдет ваши ожидания. Можете мне поверить...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру