Москва становится Парижем

10 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 140

Даешь фабрики и заводы трудящимся! В октябрьский лозунг, который начал активно претворяться в жизнь спустя 87 лет после революции, следует добавить слово: “художникам”.

Мы почти переплюнули Париж с его музеем Орсэ в здании бывшего вокзала. Судите сами. Сладкая фабрика “Красный Октябрь” отдала свои гаражи под целую улицу галерей. Теперь, если перейти по новому пешеходному мосту от храма Христа Спасителя через реку, сразу попадаешь на “Арт-Стрелку”, где нон-стопом проходят выставки художников. Но главное событие произошло на днях в другом районе — на Пресне: на месте целого завода электроосветительного оборудования открылся Государственный центр современного искусства.

Ярко-красный фасад-трансформер, комбинированный со светло-серым кирпичом, перекрывают трубы толстенных стальных ферм. Трубы плавно переходят в дугообразные стальные же стропила крыши. Полное ощущение, что находишься в Париже, у Центра Помпиду, если бы рядом, на уютном повороте Зоологической улицы, не красовался чисто русский, “поленовский” домик, а из-за забора не доносились крики жителей Московского зоопарка.

Превращение завода в интеллектуальное культурное заведение, заметим, произошло в самом центре города, где как раз “не хватало” пары-тройки элитных жилых домов. Но что-то, видимо, случилось в сознании нашего городского начальства — услышали они, очевидно, народный вопль: “Доколе?!”. Заводские цеха, построенные в конце 20-х годов прошлого века, конечно, были так себе, но коллектив архитекторов во главе с Михаилом Хазановым постарался и воздвиг на их стенах наш “Центр Помпиду”. Полная модернизация, включая подвешенные на стальных фермах этажи, заняла два года.

Подобный центр, который полностью бы соответствовал требованиям современного искусства, в России открывается впервые. Здание небольшое (около 2000 кв.м), но многофункциональное. “Здесь у нас депозитарий и медиатека”, — директор центра Михаил Миндлин махнул в сторону цокольного этажа. Первый этаж — это офисы центра и кафе. “Работать будет круглые сутки”, — многозначительно обещает художественный руководитель Леонид Бажанов, рисуя заманчивые картины ночных творческих бдений. Стеклянный лифт уносит первых посетителей наверх. Второй этаж почти полностью занимает выставочный зал. Зал небольшой, но, как обещается, будет очень функциональным и насыщенным разными техническими новшествами. “А вот здесь отдельное помещение только для видео-арта. Заметьте, первое в России!” — гордится Бажанов. Над выставочным залом расположен еще один зал — лекторий. Здесь будут проходить лекции мастеров, концерты и кинопоказы. Уже сейчас, в дни школьных каникул, в новом, еще пахнущем краской доме началась программа “Детские художественные мастерские”. Но самые, пожалуй, уютные помещения в нашем центре Помпиду — кураторские: подвешенные над выставочным залом балконы с антресолями создают задушевную творческую атмосферу.

До сих пор ГЦСИ ютился в доме по соседству — так называемом Доме Поленова, который еще в 1915 году открыл в нем культурный центр, а после революции здесь некоторое время находилось Министерство культуры. Так что место “прикормленное”. По словам руководителей центра, после переезда дом Поленова тоже подвергнется капитальной реконструкции. Останутся только стены, начинка же сменится совершенно. В результате получится целый квартал современного искусства.




Партнеры