Очарованный городом

13 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 197

Он — немолодой, невысокий, неяркий, но доверительно-спокойный и спокойно-интеллигентный. Человек-фотоаппарат. Сергея Ткаченко, автора выставки со сложным названием “Москва — очарование большого города, или Опыт восприятия исторической среды”, которая открыта в выставочном зале Музея Пушкина на Арбате, можно узнать только по взгляду профессионально цепких глаз.


— Вас называют человеком-фотоаппаратом. Вы уже почувствовали себя таковым?

— (Улыбается.) Я, собственно, он и есть. Считаю, нельзя заниматься никаким делом, не примерив его со всех сторон на себя.

Правда, до того, как стать фотоаппаратом, Сергей работал в кино и в качестве оператора-постановщика снял 12 фильмов. И следует заметить, что в работах Ткаченко что-то осталось от киношного прошлого: скажем, этакая непредвзятость к объекту. Он ничего нового не открывает, он просто смотрит сквозь объектив. Смотрит и видит. А что видеть, как не Москву? У Ткаченко Москва буднично-серая, повседневно-знакомая, в снег, дождь и солнце. Москва дневная и ночная. Православная и светская, город проспектов и переулков. Очень знакомая и для нас, вечно спешащих, неведомая.

Эмоции на снимках почти снивелированы. Сергей поразительно ровно видит барочные или классические особняки и хай-тековские офисные коробки. “Очарованный большим городом” Ткаченко, коренной москвич, воссоздает дух современной столицы. Ну, а дух города — дело неуловимо-капризное. Отщелканные уголки Москвы складываются мозаикой в знакомые места: Таганка, Арбат, Мясницкая, Покровка...

А в центре зала устроен фоторазвал: на столе в паспарту — снимки, не менее интересные, чем развешенные по стенам большеформатники. На них — люди. А люди — это настроение. Человеки выступают скорее как художественно-декоративный элемент, но неизменно — на фоне архитектурного облика столицы. Здесь есть все. И гастарбайтеры, сидящие на фоне красного плаката с красноречивой надписью “Люди Г”. И свесившиеся с балкона тетенька с дяденькой не первой молодости — вид сзади. Сценки, похожие на картины советских художников-соцреалистов. И много еще чего. Ткаченко, как современный летописец, от взгляда которого не ускользают мелочи будней. Сегодня именно они, люди с фотообъективами, “пишут” образ и художественную историю Москвы.






Партнеры