Сатурн атакует

Снимки горных пород Титана — крупнейшего спутника Сатурна, полученные сотрудниками Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА), позволяют ученым выдвинуть гипотезу, что на этой планете могла зародиться жизнь. На фотографиях хорошо видно свечение на поверхности Титана. По мнению ученых, речь может идти о вулканических процессах или об извержении вулкана, похожем на те, которые можно наблюдать на Земле. За комментарием мы обратились к ведущему научному сотруднику Института астрономии РАН Михаилу Смирнову:

— Совместный американо-европейский аппарат “Cassini-Huygens” с помощью радиолокаторов уловил яркие вспышки на поверхности Титана — второго по размеру спутника в Солнечной системе. Этот аппарат работает на орбите Сатурна с середины 90-х годов. Летел он до планеты аж 6 лет, потому что до Сатурна 1, 5 млрд. километров.

Титан превосходит по размерам Меркурий. С помощью специальных исследований удалось установить, что поверхность спутника покрыта жидким метаном. Это дает возможность выдвинуть гипотезу, что на Титане зародилась жизнь по аналогии с нашей планетой, где она появилась в воде. Сегодня мы не можем даже предположить, что представляет собой жизнь на Титане. Пусть даже она иная, чем на Земле, но для ученого сообщества это уже открытие. На днях удалось получить четкие снимки вулканических пород. Как известно, на поверхности Титана температура -173 °С, соответственно, при извержении вулкана лава мгновенно замерзает. Итак, можно сделать вывод, что горные породы спутника Сатурна — обычный земной лед. Сам факт обнаружения природных процессов, аналогичных нашей планете, — открытие. Кроме того, уникальность Титана в том, что он имеет мощную атмосферу, по плотности и давлению напоминающую нашу планету. Учитывая предварительные гипотезы, в январе 2005 года для более подробного изучения Титана на его поверхность будет спущен исследовательский зонд “Huygens”. Это произойдет впервые, и, возможно, изучение поверхности даст ответы на многие вопросы. Вообще все, что связано с Сатурном, окутано тайнами и загадками. До сих пор никто из ученых не дает гарантии, что открыты все спутники этой планеты. К сожалению, Россия не участвует в этом проекте по финансовым причинам. Только запуск аппарата “Cassini” обошелся Европейскому космическому агентству в млрд. долларов.