Семейные тайны российского бюджета

— Представляешь, пошла в магазин за шваброй, а потратила аж 200 долларов, — рассказывает одна подруга другой.

— Почему она такая дорогая? Что, сама моет?

— Нет, ты что. Просто я купила вазу, набор потрясающего постельного белья, смешную лампу в детскую и еще... не помню что. Муж, наверное, убьет.

Знакомо?.. Пожалуй, каждый россиянин, сколько бы ни зарабатывал, постоянно сталкивается с тем, что деньги утекают, как песок сквозь пальцы. И только когда в кошельке остается несколько рублей, вспоминаются прописные истины типа “надо планировать семейный бюджет”. Но как это делать — мало кто знает.

Как вариант можно исследовать опыт государства. Почему нет? Если присмотреться поближе, найдешь для себя много полезных идей. Между прочим, есть повод — как раз сегодня депутаты рассмотрят главный финансовый документ страны на 2005 год в третьем чтении.


Бюджет семьи, в отличие от государственного, формируется конкретным лицом. С казенными деньгами сложнее. Идеологом их распределения выступает Минэкономразвития. Его специалисты предлагают, где можно сэкономить, а где — не стесняться в средствах. Из-под пера этого ведомства выходят основные идеи всевозможных реформ и проектов, которые тоже требуют финансирования. Ограничивает полет фантазии казначей Минфин. Пожалуй, только он в государстве следит за тем, чтобы соблюдались рамки дозволенного. В конце концов ему за это держать ответ. Ну а после того, как оба ведомства придут к взаимопониманию, в игру вступают депутаты. От их аппетитов Минфин часто бросает в дрожь. Но все-таки парламентариям удается отхватить дополнительные средства на поддержку определенных отраслей и программ.

Если в доме царит полнейшая демократия, то в роли Минфина и МЭРТа могут выступать родители. В каждой семье обязанности разделятся по-разному. Все будет зависеть от того, кто главный “добытчик” (как правило, это мужчина). Он-то скорее всего и станет Минфином. А “креатив”, как правило, выдают жены. Под депутатов вполне могут работать детишки. Именно с их подачи бюджет все время приходится корректировать: то на игрушки, то на кино, то на ролики с велосипедом — в зависимости от возраста. Причем чем выше возможности родителей, тем круче запросы. К тому же дети — это вам не депутаты последнего созыва, от них так просто не отмахнешься...

Планирование

Пожалуй, это самая важная часть работы. Мечта экономического блока правительства — возможность планировать бюджет не на один год, как сейчас, а на так называемую среднесрочную перспективу. То есть в идеале — лет на пять, минимум — на три. Понятное дело, так легче прикинуть, что можно себе позволить. Особенно “дорогие” реформы или крупные инвестиционные проекты.

В семьях же, которые стараются следить за своими расходами, планировать, как правило, удается на месяц. Но, как и в случае с государственным бюджетом, этого тоже мало. Иначе не поймешь наперед, на какие шиши строить дачу, купить квартиру или машину, затевать ремонт. А если разложить все по полочкам, то уже видно, как реализовать задуманное.

Федеральные экономисты “заморачиваются”, составляя три варианта развития событий: пессимистический, реальный и оптимистический. Но все равно за основу берут один — “средний”. Так что нам, простым “дорогим россиянам”, можно не строить воздушных замков и не делать траурных прогнозов, а сразу прикидывать, на что реально можем рассчитывать.



Доходы

Бюджетное планирование на государственном уровне начинается с определения того, сколько удастся заработать и на чем. У “федералов” основные источники дохода — налоги (в том числе и от продажи нефти) и приватизация (государство избавляется от ненужного имущества: зданий, пакетов акций и так далее).

В семье, понятное дело, — зарплата. Иногда — доход от сдачи квартиры или гаража в аренду. Если уж очень нужны деньги, можно, как государство, что-нибудь продать. Машину, например.

Но при этом не стоит отметать дополнительные доходы. Халтура, например. Или премии, дорогие подарки и тому подобное. Но и особо рассчитывать на них нельзя — блага могут и не “обломиться”. Федеральный бюджет тоже считается с допдоходами — не зря чиновники обсуждают и оптимистический вариант. Для России это пока только высокие цены на нефть.



Стабфонд

Не так давно государство завело свою “заначку” — стало складывать дополнительные доходы в стабилизационный фонд. Как известно, пока чиновники денег из него не берут. Но вскоре собираются понемногу начать тратить.

Семейная же “неучтенка”, как правило, в домашний стабфонд не попадает. Она довольно быстро расходуется на дорогостоящие нужды. Например, давно собирались купить стиральную машину или новый телевизор, но не хватало на это денег при планировании текущих расходов.

А вот стабилизационный фонд семьи скорее можно назвать вынужденным или, как это ни прискорбно, похоронным. Это те деньги, которые лежат “на черный день”. Как правило, наличными. Если держать их в банке, то сразу не снимешь — придется ждать несколько дней.

Домашний стабфонд создают либо очень пожилые люди “на место на кладбище”, либо молодые семьи, у которых есть престарелые или серьезно больные родственники. Случись чего — деньги под рукой. У москвичей такая заначка формируется из расчета тысяча долларов на человека.



Финансовый резерв

Но есть у государства еще одна “копилка” — финансовый резерв. Это как раз на непредвиденные нужды. Когда формируется бюджет, никто толком и не знает, на что конкретно эти деньги понадобятся. Но, если возникнет необходимость, можно без ущерба для основных расходных статей залезть “в тумбочку”.

По тем же принципам живут и многие российские семьи. Так уж повелось: мы привыкли копить. С определенной целью и без таковой. А где хранить этот финрезерв — дело каждого. Впрочем, для семейного бюджета (если нет определенной необходимости в крупной сумме денег) лучше не держать их без дела, а положить под проценты в банк. Или потратить на улучшение качества жизни — купить бытовую технику, провести косметический ремонт и тому подобное. То бишь пустить в дело. Государство, правда, тратит свои резервы, как правило, на затыкание дыр: то стихийное бедствие, то неурожай, то теракты...



Расходы

Полностью зависят от доходов. Если говорить казенными фразами, вложения в человеческий капитал в семье, в отличие от государства, намного выше. По этому показателю ячейку общества можно сравнить с социально развитой Швецией. Где основная расходная часть бюджета — это всевозможные социальные пособия, образование, медицина и т.д.

Но все-таки основная (часто большая) часть семейного дохода тратится на текущие нужды. Это еда, одежда, квартплата, транспорт и пр. Такие расходы легко прогнозируются. Как правило, из месяца в месяц они не меняются. Так что легко рассчитать, сколько денег можно тратить в день. Скажем, 100, 200 и более рублей на каждого члена семьи.

Конечно, расходных статей в семье намного меньше, чем в федеральном бюджете. Но все же семьям приходится тратить деньги на то, что государство называет инвестициями. И если правительство может что-то отложить (как, например, строительство трубопровода) и ждать иностранных спонсоров, то семье надеяться не на кого. Да и откладывать не всегда можно.



Инвестиции

А вот это траты посерьезнее. В федеральном бюджете на это дело денег никогда не хватает. Почему, собственно, у нас и развиваются те отрасли, где есть частный капитал.


• строительство

Хочешь не хочешь, а приходится тратиться на возведение дома, дачи, покупку квартиры. А если свои стены уже есть, то они периодически требуют ремонта. Хотя бы косметического. Эта сфера — полностью частная.


• сельское хозяйство

Дача подпадает и под этот пункт. Огороды нуждаются в постоянном внимании и вливаниях: техника, семена, удобрения и т.д.


• образование

Бесплатного практически уже не осталось. Впрочем, даже если чадо учится на бюджетных местах, из родителей все равно тянут деньги. То на обустройство детского сада или школы, то на подарки учителям, то на охрану и так далее, список бесконечен. И если государство может сказать: это все, что у нас есть, больше не просите, то родителям приходится выкладываться по полной.


• безопасность

Эти траты остаются на ваше усмотрение. Однако всевозможные охранные системы сейчас, пусть и вынужденно, но входят в моду. Кроме того, совсем уж отчаянные граждане покупают оружие. А это тоже деньги.


• международная деятельность

Не будем рассматривать покупку недвижимости, яхт и прочих развлечений для миллионеров. Тут все понятно. Речь в основном о туризме. Купив путевку на отдых, россияне уже развивают туристическую сферу других стран. Кроме того, находясь там, невозможно удержаться от похода по магазинам и ресторанам. А это уже — прямые вливания в экономику принимающей стороны.


• национальная оборона

Ну, это уж совсем экстренные расходы. Для тех семей, у кого дочки, актуальна покупка собаки и газового баллончика. А вот если в наличии сын, придется немало потратиться, чтобы уберечь его от исполнения почетного долга и священной обязанности. Впрочем, если денег нет — можно на два года переложить заботы о любимом наследнике на федеральный бюджет.



Дефицит или профицит

Первое слово знает каждый. Второе — это превышение доходов над расходами. Как говорят правительственные экономисты, жить с дефицитом удобнее. Во-первых, он стимулирует. То бишь так или иначе стремишься заработать больше. А при необходимости можно взять в долг. Это касается как семейного, так и государственного бюджетов. Но для этого нужно позаботиться о красивой кредитной истории и положительном имидже. Во-первых, долги нужно возвращать вовремя. А во-вторых, если вы постоянно пьяный и с фонарем под глазом, ни один сосед вам в долг не даст. Разве что из жалости и немного. Но это уже благотворительность.

Но все же дефицит должен быть небольшим. Вспомните 1998 год. Власти за несколько лет до него назанимали столько, что пришлось объявить себя банкротом и просить помощи. По этим долгам государство расплачивается до сих пор. Впрочем, бюджет России находится в проигрышном положении. Потому как любой кредит ему дают под проценты. Например, Парижский клуб кредиторов берет аж 7% годовых.

Народ же может подзанять и у друзей. А те обычно дают без процентов. Кроме того, с друзьями легче договориться и о реструктуризации долга (грубо говоря — отсрочке). Однако сейчас и в нашей стране стремительно развиваются все виды банковского кредитования. Банкиры, понятное дело, дают уже на своих условиях, возвращать им придется с процентами и терпеть недетские наказания за просрочку очередного платежа.

В общем, можно мнить себя кем угодно — Минфином, МЭРТом или депутатами, — но деньги считать все равно придется. Иначе неминуемо последуют дефолты с секвестрами (обрезанием бюджета). И действует эта формула как для простого работяги, так и для президента страны.



Эксперты “МК”

Юлия ЗВОРЫКИНА, завлабораторией Института макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ, д.э.н.:

— Еще в царской России молодых барышень в институте благородных девиц наставляли: ведите амбарную книгу. В этом плане и в наши дни ничего не изменилось. В любой семье должна быть так называемая книга расходов. Когда траты на текущие нужды распределены, дальнейшее планирование тоже не напрягает. Ведь если понятно, сколько каждому члену семьи нужно денег на день (а соответственно — на месяц), легче будет прикинуть, что в “сухом остатке”. И на что можно пустить сумму из нескольких таких излишков.

Необязательно складывать доходы всех членов семьи в одну заначку. Однако лучше, чтобы семейный бюджет (если вы живете под одной крышей) был более-менее прозрачным. В этом случае будет понятно, как произвести перераспределение расходов: где урезать, а куда добавить.

И не надо бояться вкладывать деньги в “долгосрочные инвестиции”. Состоятельные российские семьи уже поняли, что деньги, вложенные, например, в образование детей, впоследствии вернутся в семейный бюджет. С лихвой.


Екатерина ЮНИНА, кандидат психологических наук:

— Это раньше все было просто: мужчины — основные “добытчики” в семье, а на женщин возлагалось ведение хозяйства и, собственно, планирование расходов. Но в наши дни ситуация изменилась. Теперь семьи можно условно разделить на четыре группы.

1) Традиционные.

Мужчина зарабатывает. А женщина планирует расходную часть бюджета. В России таких — 35%.

2) Эмансипированные.

Львиную долю доходов приносит в семью женщина. Причем она же и планирует расходы и бюджетные поступления. У мужчины роль простая — он только тратит. Впрочем, такие семьи обычно стремятся не афишировать внутренние “расклады”. Мужчина всегда демонстрирует свой статус “добытчика”, а жена как бы находится в его тени. Раскройся правда — и сильная половина может ее не пережить. Семейный конфликт обеспечен. Таких семей в нашей стране столько же, сколько и традиционных — 35%.

3) Семьи-партнеры.

И заработок, и бюджетное планирование супруги делят 50/50. Социсследования показывают, что, как правило, это семьи без детей, не обремененные финансовыми обязательствами. И муж, и жена имеют образование и работают примерно в одной и той же сфере. Но, как только появляются дети, ситуация в таких семьях, как правило, меняется. И они плавно переходят либо в первую, либо во вторую группу. В России 25% подобных семей.

4) Нетрадиционные.

Женщина зарабатывает большую часть денег. Вторая половина планирует и расходует бюджет. При этом он вполне удовлетворен своей ролью в семье, занимается ведением хозяйства и не стремится менять положение дел. На нем — дом, дети, домашние животные, планирование отдыха и т.п. Задача жены делать деньги. В таких семьях часто отмечается склонность женщины к девиантному поведению (чрезмерное употребление алкоголя, курение — нередко скрытое, если мужчина не одобряет этого, посещение клубов для женщин и т.п.) Это может косвенно свидетельствовать о том, что жена испытывает стресс от несоответствия своей семьи нормам общества и таким образом его компенсирует. Нетрадиционных семей в России — 5%.

В последнее время существует тенденция к росту числа нетрадиционных семей и уменьшению количества семей-партнеров.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру