К вопросу о праве наций на самоопределение

1. О новой национальной политике.

Если объективными, то есть неустранимыми, тенденциями являются усиление интеграции наций и одновременно усиление национализма, то — согласно концепции Гегеля в его “Науке логики” — возникает противоречие, которое или разрушает обе тенденции в ходе их столкновения, или две стороны противоречия должны получить такие формы для своего движения, которые позволят избежать взаиморазрушения. Но, как дополнил Гегеля Мао Цзэдун в работе “Относительно противоречий”, всегда надо помнить о ведущей стороне противоречия.

В данном конкретном случае это означает, что одновременно должны быть созданы условия и для межнациональной интеграции, и для национального развития, и с учетом того, что интеграция — ведущая сторона противоречия.

Нынешняя национальная политика России таких условий не создает. Почему?

Первое. Главным в России признано национально-территориальное деление. Эти территории не совпадают с нациями, а сами нации распределяются по всей стране.

Второе. Национально-территориальная структура исходит из принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации. В итоге для одних очень много, для других очень мало.

Третье. В национальной политике не обеспечено особое, ведущее положение русского народа как главного носителя интеграции, ее опоры, ее скелета.

Четвертое. При слабости носителя интеграционного начала рано или поздно появятся в Российской Федерации субъекты, желающие из нее выйти.

Эта нынешняя национальная политика должна быть заменена новой, базирующейся на трех “китах”.

Первый “кит”. Россия — единое государство. Не Российская Федерация, а Великороссия. Все жители страны — прежде всего великороссы. И уже затем представители отдельных наций. В Великороссии образуются 20—30 земель (“штатов”). В Великороссии утверждаются четыре государственных языка: русский, украинский, белорусский и татарский.

Второй “кит”. Объединяющим началом Великороссии является русский народ. Он должен быть привлекательным и притягательным для всех других наций во всех отношениях. Он должен развиваться так, чтобы не отталкивать, а объединять, “впитывать” другие нации. Не камень, а губка.

Третий “кит”. Гарантируется полная национально-культурная автономия каждой нации в России. Равноправие каждой автономии. Граждане любой нации в любой части России должны быть “дома”.

2. Русские и православие.

Сейчас предпринимаются попытки повернуть историю назад и укрепить русское начало в виде православия.

Во-первых, православие — это религия вовсе не исключительно русская. Православными являются многие народы России — вплоть до якутов.

Во-вторых, попытки сделать православие институтом государства воспроизведут ситуацию, существовавшую до 1917 года. В Смутное время начала XVII века именно православная церковь оказалась спасителем российского государства. А вот одна из главных причин национального краха России в 1917 году — наряду с неспособным к глубоким реформам царизмом — это именно православная церковь, ставшая одной из государственных структур. За эти свои грехи перед Россией пока что православие не покаялось. Более того, многие иерархи прямо-таки рвутся к тому, чтобы — как до 1917 года — сидеть в креслах государственных чиновников или надеть армейские погоны.

Когда в августе 1991 года в Москве был митинг памяти троих москвичей, погибших при защите Белого дома, мне сообщили, что один православный священник хочет выступить. Я сказал: если он хочет выступать на митинге как священник, то тогда приглашайте и иудейского священника, так как один из погибших — еврей. В итоге выступили и батюшка, и раввин.

А вот недавно открылся новый терминал в аэропорту “Внуково”. И освящал его православный священник, хотя строился терминал на налоги, собранные с граждан всех конфессий и атеистов, и летать будут тоже представители всех конфессий и атеисты.

“Православизация” народа порой скатывается к шовинизму. А это — путь к разделению и гибели России. Те нации, которые будут чувствовать себя чужими “православию”, рано или поздно в условиях демократии и при поддержке мирового сообщества возьмут курс на выделение из России.

Как православный человек я не могу не гордиться той ролью, которую сыграло православие в истории России.

Я не могу не чувствовать и ту грандиозную вину, которую должны испытывать все мы за то, что не дали отпор всему тому, что обрушила на православную веру и православную церковь в советские годы власть КПСС.

Но в то же время я не могу согласиться с попытками снова сделать православие государственной религией, частью государственной власти.

Для будущего России необходимо подлинное возрождение православия, а не существование его на подачки и таможенные льготы властей.

А для государства идеалом должен быть не бросающийся публично в объятия православия ради сохранения своей власти бюрократ, а президент Жак Ширак, который — во имя будущего Франции — делает все, чтобы сохранить светский характер государства как главную гарантию его единства.

Численность русского народа уменьшается. Если даже переломить эту тенденцию, все же семьи с пятью—десятью детьми у русских уже нереальны. Будущее русского народа поэтому неразрывно связано с устранением всего того, что изолирует его от других, и с развитием веками присущей ему способности быть интегрирующим началом для других наций. “Со смыслом” шутил один из профессионалов-филологов в МГУ: половцы и печенеги никуда не исчезли. Они ходят по улице Горького. Они в каждом из нас. Россия потому и стала Великой, что сумела обеспечить интеграцию.

3. О национально-культурной автономии.

Опорами политики национально-культурной автономии должны стать землячества, территориальные палаты национальностей и совет национальностей России.

Землячества. Каждый гражданин должен иметь право вступить в какое-то из национальных землячеств. Добровольно. Или не вступать ни в какое.

В стране вводится единый налог для обеспечения национального развития.

Налог от вступивших в землячество прямо поступает землячеству и идет на реализацию его задач.

Что это за задачи?

Землячество ведает организацией изучения родного языка и истории, изданием газет, работой национальных домов культуры, использованием выделенного ему времени на радио и телевидении, организует национальные музеи, фестивали и т.д.

Один день в неделю во всех государственных школах надо считать днем национально-культурной автономии. В этот день школьники занимаются с учителями, найденными землячествами.

Из местных бюджетов и от частного бизнеса землячества могут получать дополнительные средства. И из фонда, образованного от взносов тех, кто не вступил ни в какие землячества.

Землячества одной нации объединяются по вертикали: в землячества регионов, а затем в землячество всей России. Общероссийский совет данного землячества расположен в Москве.

Палаты национальностей. При каждом представительном органе власти — от Дум городов и регионов вплоть до Федерального Собрания Российской Федерации — из представителей землячеств образуются палаты национальностей.

В Москве при Федеральном Собрании создается общероссийская палата национальностей из представителей общероссийских советов всех землячеств.

В Конституции России надо предусмотреть, какие вопросы требуют согласований с палатами национальностей, а какие без их согласия вообще не могут решаться.

Следствия. Появление землячеств будет означать переход руководства нацией к общероссийскому совету землячества. И будет означать утрату лидерских позиций руководителями национально-территориальных структур — это уступка не нациям, а бюрократии. А вот землячества будут общественной организацией.

Конечно, и мои предложения порождают много вопросов. Как обеспечить демократию в землячествах? Как сохранить их светский характер? По каким квотам обеспечивать представительство землячеств в палате национальностей?

Но я уверен: нет другой мирной перспективы для национального развития России, чем новая национальная политика с ее тремя опорами: единая Великороссия, русская нация как опорный ее скелет и национально-культурные автономии для всех народов страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру