Пять золотых для Марьиванны

Поборы в школах узаконят

10 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 471

Вчера в Правительстве РФ был “день учителя”. Министр образования и науки Андрей Фурсенко выступил с докладом о приоритетных направлениях развития российского образования. По сути это было краткое изложение того, как и чему будут учить отечественных школяров и студентов в ближайшие годы.


Доклад министра произвел странное впечатление: казалось, что Андрей Александрович не вполне владеет темой. Например, он долго и подробно говорил о предшкольном обучении. Мол, в первый класс дети приходят с разной подготовкой: одни уже знают компьютер, другие не знакомы даже с азбукой. Надо всех подтянуть до общего уровня... Но на прямой вопрос Виктора Христенко: “Означает ли это, что школа станет 12-летней?” — Фурсенко не ответил. Замялся: нулевые классы, мол, не будут пока обязательными...

Если “нулевка” необязательна и брать в школу станут всех (как сейчас), то зачем городить огород? Предшкольная подготовка будет платной. Однако не все родители в состоянии заплатить за любимое чадо... Если же нулевые классы сделают обязательными (к этому все и идет), то надо прямо сказать: ребятишек ждет 12-летка. Тогда вопрос: где возьмут учителей и воспитателей для малышей? В стране и так дефицит педагогов, особенно в начальной школе. Не говоря о том, что в большинстве учебных заведений нет ни мебели для шестилеток, ни комнат дневного отдыха.

Школу помимо “нулевки” ждут другие перемены. Уменьшится аудиторная нагрузка на ребят. Российские школяры, по словам министра, загружены уроками на 25—30% больше, чем их европейские сверстники. Однако учителя — против сокращения часов: от этого зависит их заработок. Фурсенко обещал перевести педагогов с ЕТС на отраслевую систему финансирования. Учителям положат оклады, как у вузовских преподавателей. И вместо 35 учебных часов в школе останется 28—30. Это будет базовый учебный план — минимум знаний, который дадут школьнику бесплатно. Но за сверх этого придется доплатить. Проще говоря, если раньше родители отстегивали учителям из рук в руки, то теперь будут нести в кассу. Финансировать учебу планируют строго по количеству голов. Чем больше в школе оболтусов, тем лучше. Но как быть с сельскими малокомплектными школами? Где, как признал Фурсенко, стоимость одного ученика равна цене студента в МГУ. Закрывать?..

Знания выпускников поголовно проверят с помощью Единых госэкзаменов. По их результатам станут зачислять в вузы. Правда, особо умным разрешат поступать и по результатам всероссийских и международных олимпиад... Учиться студенты будут по-разному. В бакалавриате — 4 года, в магистратуре — 6, кроме того, в архитектуре, медицине, инженерии сохранят 5-летнюю подготовку — специалитет. Но бесплатного обучения скорее всего не будет. Студенту придется платить — либо деньгами, либо трудом. Для педагогов, врачей, агрономов, инженеров введут государственные возвратные субсидии. За обучение студента платит государство (бюджет), но потом надо несколько лет отработать. Юристам, экономистам, менеджерам предложат учиться за свои кровные.


Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ, — на пресс-конференции в “МК”:

— Я считаю, система образования должна быть многоуровневая. Пусть будет система бакалавр-магистр. Но надо сохранить и уровень “специалист”. По ряду дисциплин (математики, инженеры) за 4 года просто не подготовить грамотного специалиста. Кроме того, если вся высшая школа перейдет на обучение бакалавров и магистров, со временем, скорее всего, исчезнет институт докторов наук. Потому что в Европе такой степени нет.

Мое отношение к ЕГЭ не меняется. Да, его можно рассматривать как контроль за качеством образования. Но при приеме в вузы нельзя ориентироваться главным образом на Единый госэкзамен. Нужно развивать систему отбора талантливых абитуриентов с помощью творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.





Партнеры