Ее имя сегодня мало кому известно. Только историки балета да всезнающие балетоманы припомнят, что в этом году исполняется двести лет со дня рождения замечательной русской танцовщицы Екатерины Телешевой. А ведь когда-то среди поклонников красавицы Телешевой были выдающиеся художники, литераторы. Ей посвятил стихи влюбленный в нее Александр Грибоедов.
Впервые Екатерина Телешева, тогда еще ученица театрального училища, появилась на петербургской сцене в балете своего учителя Шарля Дидло “Зефир и Флора”. Было ей тогда пятнадцать лет. После окончания училища ее принимают в труппу петербургского Большого театра, где Телешева вскоре занимает ведущее положение. Она с успехом танцует в балетах Дидло, а среди ее покровителей сам генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович. “Это была увлекательная женщина, изящная и красивая”, — писал один из современников о Телешевой.
В 1824 году артистка выступает в роли Волшебницы в балете по поэме Пушкина “Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника”. И волшебным образом увлекает Александра Грибоедова, который посвящает артистке восторженное стихотворение, начинающееся строфами:
О, кто она? — Любовь, харита,
Иль пери для страны иной
Эдем покинула родной,
Тончайшим облаком обвита?
И вдруг — как ветр ее полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной...
Телешева и Грибоедов познакомились на квартире у князя Шаховского, где бывала вся петербургская богема того времени. В письме к своему другу Бегичеву, датируемом 1825 годом, Грибоедов пишет: “Долго я жил уединенно от всех, вдруг тоска выехала на белый свет — куда как не к Шаховскому?.. В три, четыре вечера Телешева меня с ума свела, и тем легче, что в первый раз и сама свыклась с тем чувством, от которого я в грешной моей жизни чернее угля выгорел”.
Особую пикантность ситуации придавало то, что соперником Грибоедова выступал Милорадович. “Между тем Телешева, — продолжает поэт, — до такой степени в три недели нашей симпатии успела в танцах, что здесь ей не могли надивиться; всякий спрашивал ее, отчего такая перемена, такое совершенство. А я один стоя торжествовал; наконец я разразился рифмами, которые ты, вероятно, читал. Представь себе, с тех пор я остыл, реже вижусь, чтобы не разочароваться. Или то меня с ног сшибло, что теперь не так закрыто, завеса отдернута, сам целому городу пропечатал мою тайну, и с тех пор радость мне не в радость”.
Хотя и недолгим был роман танцовщицы и поэта, но, по всей видимости, горячим, если сам Грибоедов признается, что “чернее угля выгорел”. Спустя пять лет после их знакомства Грибоедов трагически погибнет в Тегеране, а Телешева будет продолжать выступать, пленяя поклонников своим полетным танцем. Она оставит сцену в 1842 году в возрасте тридцати восьми лет.
Екатерина Телешева и впрямь была увлекательная женщина. Поэтому не случайно Карл Брюллов пригласил ее позировать для картины “Итальянка у фонтана”, а Орест Кипренский запечатлел ее в образе одной из балетных героинь — Зелии. И вспоминаются грибоедовские строчки:
Зачем манишь рукою нежной?
Зачем влечешь из дальних стран
Пришельца в плен твой
неизбежный,
К страданью неисцелимых ран?..