Хуциев выбрал “Долгое прощание”

Валерий Тодоровский: “Мой “Франкенштейн” — не соцзаказ!”

20 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 489

17 декабря Х Международный фестиваль фильмов о правах человека “Сталкер” торжественно подводил итоги. Жюри, которое возглавил президент Фонда защиты гласности кинорежиссер Алексей Симонов, досталась работа не из легких: в конкурсе участвовало 23 игровые, 36 документальных и 2 анимационные ленты — практически все лучшее, что было снято за последний год. И вот семидневный киномарафон позади, осталось лишь объявить победителей и призеров. Награждали, как всегда, там, где и проходил сам фестиваль — в Доме кино.


— В этом году у картин, представленных на фестивале, необыкновенно высокий уровень, — рассказал корреспонденту “МК” член жюри режиссер Валерий Ахадов. — Нам было непросто выбрать призеров. Наград, можно сказать, не хватало. Хотелось поощрить всех, но многочисленные премии обесценивают фестиваль. И все же мы разделили дебют на полнометражный и короткометражный. Я очень отстраивал короткий метр. Особенно мне понравилась сорокаминутная картина “Ночью можно” Айсыуака Юмагулова из Уфы.

Это история о том, как следователь городской прокуратуры приезжает в рабочий поселок для расследования убийства. Там он встречается со свидетельницей убийства. Между ними возникает симпатия, но вырастет ли она в большое чувство, ведь у них разница в возрасте 25 лет?.. Картина награждена призом “Сталкер” за короткометражный дебют.

А за полный метр “Сталкера” получила нашумевшая “Шиза” молодого казахского режиссера Гульшад Омаровой. Гульшад сейчас в Монголии — помогает Сергею Бодрову-старшему подбирать актеров для его нового проекта “Монгол”. Вместо нее на сцену вышел продюсер картины Сергей Сельянов и сказал, что “право на жизнь и любовь имеет каждый человек”. Шиза — прозвище 15-летнего парня. Его отец неизвестно где, мать живет с залетным красавчиком, который зарабатывает тем, что поставляет бойцов на кулачные бои. Шизу втягивают в подпольный бизнес. Когда на ринге убивают человека, Шиза идет к женщине, которой просил передать деньги умерший на грязном цементном полу молодой парень... В истории нет чернухи, хотя формально ни одно из событий, происходящих на экране, радостным не назовешь. “Шиза” — простая история о мальчике, которому жизнь не оставляла выбора, но он его сделал...

Приз за драматургию имени Валерия Фрида получил Валентин Черных, автор сценария фильма “Свои”. Эта картина, как известно, с триумфом шествует по экранам с самого своего первого появления — на последнем Московском кинофестивале, а национальная премия кинокритики и кинопрессы “Золотой овен” назвала “Своих” лучшей лентой года. Черных не смог приехать за наградой, но попросил передать слова благодарности.

Лучшим игровым фильмом жюри “Сталкера” назвало фильм “Мой сводный брат Франкенштейн” Валерия Тодоровского. Прижав к себе статуэтку, режиссер заявил, что все те, кто считает его картину соцзаказом, не правы.

Приз “Сталкер” за лучший неигровой фильм получил фильм Георгия Параджанова о его всемирно известном дяде Сергее Параджанове — “Я умер в детстве”.

— Я вовсе не хотел снимать эту картину, но меня заставили! — пошутил режиссер, принимая приз.

Вручали и специальные награды фестиваля. Приз гильдии кинорежиссеров России получил фильм Сергея Урсуляка “Долгое прощание”. Награду вручил лично президент фестиваля Марлен Хуциев. Он вышел на сцену и признался, что когда-то набирал мастерскую и, сомневаясь в одном абитуриенте, решил вопрос зачисления не в его пользу. Но тот оказался упорным и поступил на высшие режиссерские курсы.

— И вот теперь, — сказал Хуциев, — я вручаю ему премию. — И выразил надежду, что “Сталкер” компенсирует его давнее досадное упущение.

— Сначала, когда моему фильму предложили участие в фестивале, — признался “МК” Сергей Урсуляк, — то я удивился. Мне казалось, “Долгое прощание” не вписывается в правозащитную концепцию. Но я прочел список конкурсных картин и подумал, что оказаться в такой компании приятно и почетно. А о том, что я получу премию, мне сообщили в десять утра — звонок меня разбудил, но жаловаться, конечно, грех... Особенно приятно получить приз от Хуциева. Когда меня не приняли во ВГИК, я не то чтобы расстроился — я был просто убит. Зато теперь я чувствую, что не зря боролся за свое право заниматься режиссурой. И доказал его.

Приз детского фонда ООН ЮНИСЕФ достался фильму “Игры мотыльков” Андрея Прошкина.

Награда ждала даже прокатчиков. Призером стала кинокомпания “Вест”, курировавшая фильм “Дом из песка и тумана” голливудского киевлянина Вадима Перельмана. Это стало большой неожиданностью для директора “Веста” Елены Шнеерсон. Она призналось “МК”, что ожидала приз за режиссуру.

Приз газеты “СК Новости” достался документальному фильму о жертвах террора “Эхо” режиссера Султана Цориева из Владикавказа.

Ну а завершился “Сталкер” показом фильма “Гнев” режиссера Тони Скотта с Дензелом Вашингтоном в главной роли. В контексте фестиваля даже голливудский триллер волшебным образом вдруг обрел подлинно гуманистическое значение. Стоило лишь чуть поменять точку зрения на эту историю спивающегося телохранителя и похищенной маленькой девочки, жизнь которой он обменял на свою.






Партнеры