Наследники доктора Фрейда

Школьные психологи помогают детям понять родителей

17 января 2005 в 00:00, просмотров: 425

...Соседка как-то пожаловалась: 15-летний сын совсем отбился от рук, не слушается, ведет себя вызывающе — включает музыку на полную катушку, вечерами гуляет допоздна или пропадает целыми днями у друзей. А сделаешь замечание — сразу в крик...

Я посоветовал обратиться к школьному психологу. Тот объяснил встревоженной мамаше, что ничего страшного не происходит — типичный переходный возраст. У подростка идет гормональное созревание, он хочет утвердиться в мальчишечьем коллективе, доказать свою самостоятельность. А самый простой способ — противопоставить себя родителям, делать все наперекор им. В общем, вечный конфликт отцов и детей. Через какое-то время парень успокоится, сейчас важно не обострять ситуацию, не доводить ее до открытого противостояния. Подросток и так возбужден, не стоит провоцировать его на необдуманные поступки. Лучше попытаться найти компромисс. Хочешь слушать музыку — делай это через наушники, чтобы никому не мешать. Задерживаешься у друзей — позвони домой и предупреди, когда вернешься. И главный совет, который дал психолог: даже если вы на дух не переносите хэви метал, нельзя истерично кричать: “Выключи музыку немедленно, у меня голова раскалывается!” Это только подольет масла в огонь… Помочь взрослым и детям найти общий язык или хотя бы услышать друг друга — в этом задача психолога.

В психологии выделяется несколько направлений. Во-первых, это клиническая (медицинская) психология. “Клиникам” предстоит работать с больными людьми, особенно после тяжелой операции (ампутации конечностей, частичного или полного паралича), а также с нарко- и алкозависимыми. Доктор лечит болезнь, а психолог — душу, поэтому он обязан сгладить душевные страдания пациента, снять тревогу, вывести из депрессивного состояния. Студенты, специализирующиеся на клинической психологии, изучают немало медицинских предметов: анатомию, физиологию, патологию, неврологию, психиатрию, фармакологию, проходят практику в больницах, госпиталях и лечебных центрах.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ общаются с теми, кто испытал стресс во время терактов, природных катаклизмов, общественных потрясений. В наше время это, к сожалению, самые востребованные люди. Во время событий на Дубровке и в Беслане с жертвами террористов и родственниками пострадавших работали профессиональные “социальщики”. Они помогали взрослым и детям пережить случившееся, в том числе гибель родных и близких.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ работает с осужденными в местах лишения свободы: следственных изоляторах, тюрьмах и колониях. Его задача — не исправлять, как многие думают, ошибки воспитания, а помогать в планировании будущего. Человек рано или поздно выйдет на свободу, и от того, как он будет настроен, какие цели перед собой поставит, зависят и его судьба, и спокойствие окружающих. Главное в общении с такими подопечными — не душеспасительные беседы и нравоучения, а умение убедить взрослого, уже сложившегося человека, что он может изменить свою жизнь, вернуться в общество.

КРИМИНАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ помогают следственным органам в поимке преступника. Их работа — по имеющимся скудным данным составить психологический портрет правонарушителя, предсказать его действия. Особенно важна помощь этих спецов в поимке серийных насильников и убийц. Например, при поиске маньяка Чикатило была составлена психологическая характеристика, которая в конце концов и помогла его задержать.

И, наконец, ШКОЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ. Их пациенты — ученики и их родители. Дети приходят к педагогу-психологу со своими проблемами, подчас весьма сложными: у одних — непонимание в семье, плохие отношения с родителями, у других — конфликты с одноклассниками и учителями, у третьих — неразделенная любовь.

В последние годы педагог-психолог стал столь же привычным в школе, как и преподаватель-предметник. При зачислении детей в первый класс именно он определяет, насколько малыш готов к учебе, нет ли у него проблем с развитием. Психолог может посоветовать родителям отдать ребенка в школу с менее сложной программой или заняться его развитием дополнительно. Во время учебы психолог должен постоянно общаться с детьми и их родителями. К сожалению, российские папы и мамы не готовы регулярно общаться с таким специалистом, часто даже путают понятия “психолог” и “психиатр”, а потому боятся идти с детьми на прием. Родители загоняют проблему вглубь, что потом приводит к тяжелым последствиям в подростковом возрасте и взрослой жизни.

К сожалению, труд столь нужного в школе специалиста оплачивается не так, как надо бы. Выпускник психфака может рассчитывать на 9—11-й разряд по ЕТС. Это вместе со всеми надбавками составит около 4—5 тысяч рублей в месяц. В частных школах платят, конечно, больше, но и работа там тяжелее. Дети из состоятельных семей избалованны, подчас относятся к учителям как к обслуживающему персоналу. У “частных” школьников свои, весьма специфические проблемы. При материальном благополучии они испытывают сильное чувство одиночества в отличие от своих менее обеспеченных сверстников. Вечно занятые родители бросают чадо на руки гувернанткам, а от личного участия в воспитании откупаются игрушками. В одной российской комедии, кстати, сюжет строится как раз на том, что девочка помогла случайному воришке ограбить маму-банкиршу: она надеялась, что если не будет банка, то мама станет чаще бывать дома…

ГДЕ УЧАТ НА ПСИХОЛОГОВ? На факультетах психологии гуманитарных, педагогических и социальных университетов (как государственных, так и коммерческих). Хотя в последнее время психфаки открылись даже в экономических и технических вузах. Студенты-психологи помимо общеобразовательных предметов (философии, экономики, иностранного языка, логики, математики и др.) изучают специальные дисциплины (медицинские и профессиональные), проходят практику по специальности. Мастерство психоанализа и психологической помощи оттачивается во время тренингов, ролевых игр и учебных ситуаций. Хороший специалист должен быть и хорошим актером, чтобы уметь подстроиться под пациента, подыграть ему, если требуется. Этому тоже учат на психфаках.

После окончания вуза можно найти работу в правоохранительных, социальных или психологических службах города, в учебных заведениях (детсадах, школах), а также в крупных фирмах и компаниях (менеджером по кадрам или руководителем тренингов). Некоторые выпускники открывают свой бизнес — частный кабинет психологической помощи. За час общения последователи доктора Фрейда берут от 10 до 50 долларов.


Какими качествами должен обладать психолог?

— умением слушать и слышать собеседника;

— коммуникабельностью;

— внимательностью;

— вежливостью;

— доброжелательностью;

— терпением;

— стрессоустойчивостью;

— способностью к импровизации;

— интуицией;

— логикой мышления;

— аналитическим складом ума;

— располагающими к доверию внешностью и манерой разговора.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИ

Зигмунд ФРЕЙД.

Австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. Изучал истерии и неврозы, предложил психотерапевтический метод лечения, основанный на выявлении в состоянии гипноза, сна или с помощью свободных ассоциаций бессознательных переживаний, травмирующих психику человека (проникновение в бессознательное). Разработал теорию строения психики как энергетической системы, в основе которой — конфликт между сознанием и подсознанием. Проанализировал психические аспекты развития сексуальности личности.


Карл ЮНГ.

Швейцарский психолог и психиатр, основатель глубинной (аналитической) психологии. Начинал как соратник Фрейда, но потом разошелся с ним во взглядах.

Разработал теорию коллективного бессознательного (архетипы), исследовал спонтанное проявление мифологических и фольклорных мотивов в снах пациентов. Разработал психологию характеров человека, основанную на доминировании определенной психической функции (мышления, чувства, интуиции, ощущения) и направленности во внешний или внутренний мир (экстравертный и интровертный типы поведения).


Лев ВЫГОТСКИЙ.

Выдающийся советский психолог, разработавший культурно-историческую теорию в психологии — преобразование личности в процессе развития общества. По сути, марксистское направление в психологии, созданное в противовес буржуазным учениям, сводящим поведение человека к низшим инстинктам (привет доктору Фрейду!). Окончил Московский университет (юрфак) и одновременно Университет им. Шанявского (историко-философский ф-т). Изучал речевое мышление, развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, основал Институт дефектологии.







Партнеры