Лишь на один полусветский концерт в соборе Девы Марии на Малой Грузинской приехал британский органист Мартин Бейкер — настоящий подарок первому органному фестивалю “Музыка соборов мира”. С ним тут же встретился корреспондент “МК”.
...Дело к ночи шло. Готический собор уж остыл от вечерней службы. В Москве около ста тысяч католиков, но в столь поздний час здесь, на органной галерее, оставались лишь двое... Один из них крайне знаменит: мастер музыки Вестминстерского собора в Лондоне.
— Мартин, как вам новый инструмент?
...А он только сел за пульт, не с первого раза узнав кнопку, которой запускается движок.
Впрочем, и инструмент-то не совсем новый, но относится к так называемому вторичному рынку органов: стоял с 1955 по 2002 г. в Базеле, в лютеранской кирхе. Затем его подарили католикам Москвы. Под “подарили” тоже надо разуметь некую условность, потому что за демонтаж, перевозку и сборку заплатили 250 тысяч евро. Но это разве деньги в сравнении с полной стоимостью нового инструмента, близкой к стоимости “Боинга”?
— Бывают инструменты, очень красиво декорированные внешне, с огромным числом регистров... Но характера у них нет. И хоть тресни: декор, регистры положения не спасают. А швейцарские органы “Кун” характер имеют, это точно. Я уже знаком с одним по Америке. Хотя я не изменяю своей любви к английским органам Willis. Хотя этой фирмы и нет уже давно.
— Я недавно общался с органистом Томасом Троттером, вы, конечно, знакомы с ним. Иные вещи меня удивили. Связанные, например, с вопросами веры. Вы сотворяете молитву, прежде чем начать игру в церкви?
— О да. Но. Концерты бывают частыми: одни из них — часть богослужения, другие — дань одной лишь музыке, поэтому часто читать молитву тоже не пристало. Но... орган-то — штука сложная. Столько труб, механизмов, всего прочего. Вот и представьте: начинаешь играть, и тут труба начинает вдруг “петь” или “киксовать”... Вот тогда сразу же читаю молитву!
— Смех смехом, а вот для Троттера очень важен контакт с аудиторией, что называется — глаза в глаза...
— Ну в католическом храме это невозможно: орган всегда стоит со спины слушателей, обращенных лицом к алтарю. Кстати, с точки зрения музыки такое положение очень выгодно. А вообще-то мне интересно другое. У нас в Англии большая часть населения воспринимает орган сугубо как часть церковного богослужения. В России же — иначе, это инструмент больше концертный. И мне интересно почувствовать грань между двумя восприятиями... Кстати, и в Дом музыки тоже схожу — посмотреть на ваш новый орган, о котором столько шума...
...После единственного концерта, где исполнялась музыка Генделя, Перселла, собственные импровизации, маэстро на день уедет в Киров. Дальше постигать смысл загадочной любви русских к органам.