Когда ученье — не мученье

Интенсивные занятия полезны вундеркиндам

31 января 2005 в 00:00, просмотров: 413

Молодых музыкантов, певцов и спортсменов знают все. Гораздо меньше известны ребята, рано проявившие другой талант — к учебе. И если первым обычно достаются лавры и аплодисменты, то вторым — лишь недовольные окрики учителей...

Знакомая ситуация: одаренный малыш приходит в первый класс, а там ему, мягко говоря, не рады. Учителю проще работать со средним школяром, чем с ранним гением. Слишком способный ребенок скучает в классе, и, пока учитель в пятый раз объясняет решение задачи, он успевает прочитать весь параграф. Однако ему приходится делать упражнения наравне со всеми — программа-то одна. Педагогов это раздражает: нужно искать для малыша специальные задачи. А за это никто не доплачивает...

Поэтому значительную часть обязанностей школьных педагогов вынуждены брать на себя родители. Но им нужно работать, и на домашнее обучение часто не остается ни времени, ни сил. Как быть, как помочь своему талантливому ребенку сделать уроки интересными? На помощь приходят необычные школы, в которых обучение строится не по принципу трансляции знаний (“повторяйте за мной!”), а как интересный, познавательный, игровой процесс.

Например, в одной из столичных школ в классах висят большие листы, на которых учителя записывают смешные высказывания ребятишек. На вопрос, для чего это нужно, учительница пояснила: “Один ученик придумал забавное предложение про облако, похожее на крокодила, и я его записала. Мальчик посмотрел на слова и захотел перерисовать их в тетрадь. Он долго пыхтел, старался, но у него, естественно, ничего не получилось — буквы мы еще только начали проходить. Тогда он подошел ко мне и попросил: “Научите меня писать!” В этом и состоит суть мотивации — создавать такие условия, чтобы дети сами хотели учиться”.

В другой школе на уроках истории практикуют “погружение” в эпоху: все школьные предметы подстраиваются под одну тему. Скажем, для изучения каменного века пятиклассники выезжают за город. Там они делятся на племена, осваивают меновую торговлю, учатся добывать огонь, мастерить каменные орудия, строить примитивные жилища. Они придумывают язык племени — особые жесты, “изобретают” счет и письмо. В шестом классе, когда проходят историю Древнего Египта, на уроках математики ребята считают, сколько мешков зерна они должны оставить себе, сколько — отдать как налог фараону и жрецам, участвуют в строительстве пирамид (виртуальных, разумеется), пользуются измерительными и чертежными инструментами древней эпохи. На литературе читают древнеегипетские мифы и предания, изучают иероглифы. Потом точно так же погружаются в античность — становятся “жителями” Древней Греции и Рима. Понятно, что этот метод изучения истории намного интереснее и эффективнее, чем зубрежка параграфов.

В старших классах многие ученики занимаются по интенсивным программам. Они полезны для тех, кто уже определился с будущей профессией и вузом. Ребята полторы-две недели активно зубрят предметы, а потом сдают экзамены и получают итоговую оценку. Учителя честно признаются: интенсивы нужны для заполнения пробелов в знаниях. Это общие понятия о дисциплине, но они помогают “скинуть” лишние предметы и сосредоточиться на вступительных экзаменах. При этом экономится время и, что особенно важно, здоровье ученика.

Интенсивное обучение дает комплексное понимание предмета. За несколько лет зубрежки в школе математика, физика, химия, биология преподаются кусочками, в каждом последующем классе, как правило, забывается то, что проходили в предыдущем. Интенсив помогает “объять необъятное” — за короткое время сложить из раздробленных частей целое. Это как мозаика: когда все части встают на свои места, получается законченная картина. Метод особенно хорош перед подготовкой к выпускным экзаменам в школе или вступительным в вуз, когда время ограничено, а повторить надо многое. И лучше пойти на интенсив, где преподаватель за несколько занятий разложит все по полочкам, чем ночами сидеть над учебниками и тупо зубрить непонятные формулы и теоремы. После интенсива останется только запомнить услышанное и успешно сдать экзамены.




Партнеры