Голос Скалы

Андрей ТАЛАЛАЕВ: “Итальянцы не работают по конспектам Лобановского!”

Ровно через неделю — 9 февраля — первый для нашей футбольной сборной матч в 2005 году. Соперник суперсерьезный — Италия (давненько мы с командами такого класса в товарищеских играх не пересекались). “С кем бы сейчас поговорить об итальянском футболе?” — задумались мы. И пришли к выводу, что лучше собеседника, чем Талалаев, сейчас не найти...

Во-первых, человек сам поиграл в Италии — в “Тревизо”. Во-вторых, без малого год проработал под руководством Невио Скалы, переводя указания одного из лучших тренеров с Апеннин русскоговорящим спартаковцам.

В-третьих, с Андреем Викторовичем просто очень приятно общаться — всегда с прессой обходителен, мысли формулирует четко: зря, что ли, помимо прочего на телеканале “Спорт” футбол комментирует!

“В Италии ставят Украину выше нашей сборной”

— Что могу сказать про итальянцев? — переспрашивает Талалаев. — Серьезный оппонент! С таким только и можно проверить себя... Плюс между нашими сборными давние принципиальные отношения (достаточно вспомнить стыковые встречи к чемпионату мира-98), что тоже наложит отпечаток на характер матча. В-третьих, после того феерического тайма, что сборная России выдала в поединке с эстонцами, мне лично будет просто интересно посмотреть на игру нашей команды. Зацепимся ли мы за тот футбол? Посмотрим...

— Как бы ты охарактеризовал нынешнюю сборную Италии?

— Начнем с того, что “Скуадру адзурру” после Евро-2004 возглавил Марчелло Липпи — известный прагматик, как никто умеющий ставить командную игру. Индивидуальное мастерство в его понимании игры вторично. “Лидер должен вести за собой команду, но не должен ставить свои интересы выше командных!” — любит повторять он. Липпи подбирает игроков под свое видение футбола, отсюда и появление в составе новых фамилий — например, Филиппини (первый темнокожий футболист в истории итальянской сборной. — Авт.). При этом очевидно, что сборная Италии еще строится. Липпи ищет варианты. Только в нападении у него выбор игроков на зависть любому тренеру: Вьери, Монтелла, Кассано, Дель Пьеро, Тотти, Джилардино, Тони! В обороне для Липпи главное — быстрая организованная игра. Тактическая схема подразумевает наличие двух опорных хавбеков.

— Говорят, в молодости Липпи учился футболу по конспектам Лобановского.

— Все эти высказывания — да что там итальянцы, они все работают по конспектам Валерия Васильевича! — я всерьез не рассматриваю. Речь здесь стоит вести не о конспектах Лобановского, а о работах по физиологии и специальной выносливости. А это разные вещи.

— Сборная России для итальянцев — хороший раздражитель?

— Не думаю. Это мы себе вбили в голову, что единственные являемся правопреемниками славы советского футбола; в Европе же к России относятся лишь как к одной из 15 республик бывшего Союза. Не более того... В той же Италии многие сейчас ставят Украину гораздо выше России. В силу этого я, кстати, довольно скептически отношусь к разговорам о возможном появлении в нашем чемпионате игроков уровня итальянской сборной. Если и приедут, то только некоренные итальянцы в возрасте и за деньгами! Или это должны быть люди мира со своим мировоззрением. Пример — Лима.

— Но полный-то стадион в Кальяри матч сборных России и Италии соберет?

— Это да. Итальянцы очень правильно выбрали место встречи — в Сардинии болельщики горячие, и, думаю, “биток” там обеспечен. Плюс погода. В Кальяри сейчас градусов на семь—десять выше, чем на севере страны.

— Могут ли футболисты сборной России рассматривать игру с итальянцами как шанс попасть в серию “А”? Забил два гола — и там...

— Почему нет? Есть пример с Пановым. Сыграл человек удачно две игры и уехал во Францию. Впрочем, селекционная работа в итальянских клубах поставлена настолько серьезно, что, боюсь, одной игры (пусть даже ты в ней хет-трик сделаешь!) будет недостаточно для попадания в серьезный клуб серии “А”. Первый шаг, не более того.

— А вообще сейчас в Италии есть спрос на наших футболистов?

— Наверное, нет. Европе сейчас интересен только Кержаков.

— Твой прогноз на матч?

— Несмотря на весь свой патриотизм, отдаю предпочтение итальянцам. Они сильнее, играют дома, у них сезон в разгаре... Впрочем, если наши ребята поймут, что им есть что доказывать, и помимо борьбы покажут тот же футбол, что и в матче с Эстонией, думаю, мы хозяевам не уступим.



“Скала хотел видеть в “Спартаке” Морьентеса”

— Сам когда последний раз был в Италии?

— Весной 2003-го. Я тогда еще работал с детьми в торпедовской школе, и мы как раз ездили в Италию на турнир. Побывал в “родном” Тревизо, пообщался со знакомыми... Вообще стараюсь связь с Апеннинами не терять.

— Что прежде всего для себя вынес в футбольном плане за годы, проведенные в Италии?

— Культуру работы. Понял, что футбол — это не только тренировки. Это образ жизни. И мелочей здесь нет. Взять, например, питание. Когда Скала в “Спартаке” ввел ограничение на употребление ряда продуктов, игроки решили компенсировать этот недостаток... чипсами, шоколадом, йогуртами. У нас был футболист, который за вечер съедал шесть йогуртов! А когда ему делали замечание, отвечал: я, мол, не наедаюсь... Или пример из итальянской истории “Уралана”. Там один игрок баловался не йогуртами, а сникерсами. Съедал за вечер тайком штук десять шоколадок и выходил на тренировку с лишним весом! Тренеры никак понять не могли: вроде правильно его кормим, почему же он не бежит?

— Кстати, как поживает Скала? Чем занимается?

— Ждет предложений. Слышал, что у него были варианты на Ближнем Востоке, но он отказался.

— За любимыми сельхозработами время коротает?

— Да, у Скалы в Италии поля общей площадью 135 гектаров, на которых он сажает табак. (По информации “МК”, сумма годового оборота с этого бизнеса намного превышает заработок тренера в российском чемпионате. — Авт.)

— Он ведь еще и охотник знатный...

— Снайпер, каких поискать! Я вот никак не могу передать ему чучело глухаря, которого он в подмосковном лесу “завалил”.

— На игру 9 февраля Скала поедет?

— Честно говоря, не знаю. Кальяри находится достаточно далеко от Падовы, где он живет.

— Часто общаетесь с Мистером?

— Раз в месяц. Последний раз созванивались еще до Нового года, поздравляли друг друга с праздниками.

— Судьбой “Спартака” итальянец интересуется?

— Да, а особенно тех молодых ребят, которые при нем заиграли. Самедов, Лешонок, Ахмедов...

— Чувство неудовлетворенности от работы в “Спартаке” у него осталось?

— Неудовлетворенностью я бы это не назвал... Скорее Скала сожалеет, что ему не дали доработать до конца сезона. Оставалось восемь туров, в “Спартаке” как раз начал складываться игровой ансамбль... Определенная работа была проделана, и тренерскому штабу, безусловно, хотелось бы увидеть ее результат.

— Заложником чего стал Скала в России?

— В первую очередь нашего менталитета. Сказалось и некоторое недопонимание околофутбольных процессов. “Уровень российского футбола и менеджмента не соответствует финансовым вливаниям”. Вообще-то это сказал Жорже, но Скала в принципе был согласен с португальцем. Сказалось и то, что Мистер пришел в команду в тот момент, когда она находилась в стадии реконструкции. Согласитесь, сложно работать, когда структура клуба еще не отстроена. Считаю, что любой российский специалист в данной ситуации “слетел” бы гораздо раньше итальянца. Не стоит забывать и про конфликт с фанатами. Болельщики “Спартака” крайне негативно отнеслись к Скале в связи с его желанием видеть в составе большое количество квалифицированных иностранцев. Этот конфликт не выносился в прессу, но Мистер страшно переживал. И еще. Те футболисты, которых хотел видеть в составе Скала, прибыли в команду слишком поздно. Видич, Родригес, Йиранек...

— Кого еще хотел видеть в “Спартаке” итальянский штаб?

— Была заинтересованность в Фернандо Морьентесе. Из российских игроков — Бугаев, Каряка и Кержаков.

— Говорят, для Скалы страшным ударом стала дисквалификация Титова.

— Да, два дня после этой новости он практически ни с кем не разговаривал и только восклицал “мамма миа!”. Ни для кого не секрет: Скала собирался строить команду вокруг Титова. Но...

— Часто Мистер сравнивал работу в “Шахтере” и “Спартаке”?

— Параллели проводились. В чью пользу было сравнение? Однозначно, “Спартак” периода реконструкции по многим параметрам уступал донетчанам.



“Готов к самостоятельной работе”

— Говорят, когда Скалу увольняли, руководство “Спартака” общалось с игроками с целью узнать, как они относятся к отставке итальянца.

— Такие разговоры действительно велись. И, что греха таить, были футболисты, недовольные работой Мистера. Кто именно? Фамилии я называть не буду — но и так ясно, что отношение к тренеру зависит от количества проведенного на поле времени. Замечу еще, что подобное общение с игроками — это сугубо российская “традиция”. На Западе, когда тренера снимают, с футболистами не советуются.

— Насколько верна информация о том, что в ряде матчей игроки “сплавляли” Скалу?

— Я находился внутри коллектива и ничего подобного не замечал.

— Какие-то итальянские черточки в нынешнем “Спартаке” видишь?

— Да. Это зональная игра в обороне и компактное расположение игроков. Еще футболисты проделывают куда больший объем работы, чем до Скалы. Взять хотя бы Рому Павлюченко.

— В Россию Мистер не собирается вернуться?

— Скажем так: в момент ухода из “Спартака” у него было гораздо больше вариантов трудоустроиться на постсоветском пространстве, чем сейчас. (По нашим сведениям, итальянца приглашало киевское “Динамо”. — Авт.)

— Со Скалой все ясно. А где собирается трудоустроиться тренер Талалаев?

— Есть сейчас вариант с Саранском — с командой “Лисма-Мордовия”. Впрочем, и конкуренты у меня там серьезные: Александр Аверьянов, Игорь Шалимов... Все будет, скажем так, зависеть от того, насколько руководство команды и республики готово воспринять прогрессивные футбольные идеи.

— Сотрудничество со Скалой тебе многое дало?

— Очень. Поэтому я сейчас и чувствую в себе силы работать самостоятельно.

— Перспектива трудиться вторым тренером больше не прельщает?

— Это же какого уровня должен быть тренер, чтобы я к нему после Скалы пошел? (Смеется.) А если серьезно, то здесь многое зависит от личности тренера. Скажем, к Долматову бы я пошел. Или к тому же Старкову. К тренерам, многого добившимся и в то же время постоянно растущим. Ищущим. При этом, повторюсь, все равно склоняюсь к перспективе самостоятельной работы.

— Ты еще вроде как кандидатскую пишешь?

— Да, на тему “Контроль технического мастерства спортсменов”. Цель — снизить субъективность оценок технической оснащенности футболистов. К декабрю, думаю, защищусь. Но сейчас главная забота — лицензирование в Высшей школе тренеров. 20 февраля буду проходить аттестацию на категорию “А”...




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру