Голый валет, ваша дама бита

Зубы в хозяйственном мыле!

В маленькой ванне дама купает красного петуха. Образ? Одни думают — любовник, другие —кипятильник.

В первом случае — даме кайф, во втором — дамы нет. И то, и другое правда Московской биеннале.


КВАРТИРНЫЕ ВЫСТАВКИ

1956—1979 (Музейный центр РГГУ)

Первые шаги актуальное искусство начинало именно с них. Лианозовские бараки, комнаты окраин, квартиры в пределах Садового кольца, полуподвальные мастерские… Потом признание у западных коллекционеров, эмиграция. В двухкомнатном пространстве музейного центра — картины Оскара Рабина, Анатолия Зверева, Бориса Турецкого, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, композиции Бориса Штейнберга, Сергея Бордачева. На фоне евроремонта сии островки авангардного прошлого смотрятся не от мира сего. Так и хочется спросить: где обшарпанные обои и обвалившаяся штукатурка? И тут понимаешь, что рукописный каталог предлагаемых квартирных произведений к всесоюзной выставке с именами участников, улицами, телефонами — уже документальная иллюстрация к истории неофициального искусства. Парадоксально, но факт — безвозвратно ушедшая традиция квартирных выставок сегодня переживает второе рождение. Современные авангардисты снова хотят показать себя в приватной зажигательной атмосфере, именуемой коммуналкой или сквотом, в отсутствие чопорных критиков, официоза и толпы случайных зрителей.


ОЛЬГА ЧЕРНЫШОВА

“ЗОНА СЧАСТЬЯ” STELLA ART GALLERY на Мытной

Проект уже видели в Питере (в Русском музее), сейчас же можно увидеть и в Москве. Это видеофильмы “Неизвестные” в двух частях и “Пароход “Дионисий”, а также рисунки и акварели 2003—2004 годов, которые основаны на видео- и фотообразах, созданных самой же Ольгой. Проект про счастье. Про самое что ни на есть простое и человеческое. Про обычных людей, мужчин и женщин, которые подметают, ходят по улицам, катаются на скутере по Красной площади, собирают в парке вторсырье, про туристов на пароходе и многое другое. Самое обычное и повседневное. Про всех нас.


ЭГАЛИТАРНОСТЬ

(Музейный центр РГГУ)

Здесь художники явно чего-то потеряли. Шутка. Просто они ищут собственное “я”. И, как ни странно, находят в самых неожиданных проявлениях. Вера Сажина нашла его в генетических связях и соорудила куклу-объект “Дедушка и бабушка”, с семейным портретом на груди и комбинированной винтажной оболочкой. Герман Виноградов уютно устроился в детском манежике и явил собой “лучезарного коконасика”. А рядом обнаженные нимфетки в ванне купают красных сахарных петухов и себя заодно — “Игра в петушки” Марины Любаскиной. Далее неизбежен визит в стилизованную утробу с утробным же чревовещанием о необходимости общения — инсталляция Ирины Наховой “Побудь со мной”. И наконец, апофеоз эгалитарности — ангелы Семена Агроскина. Не сахарные амурчики, а бесполые манекены-unisex с разодранными крыльями, сидящие в птичьей клетке. Все это происходит на фоне резкого несоответствия природы и реалий — “So prety de Cartier” Ларисы Звездочетовой. Перед изящной женской спиной из рекламы — тетки. Готовящие, стирающие, убирающие… Подсознательно врезается популярный речитатив: “Кто ты, кто ты, кто ты?”.


“МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ”

Галерея “WAM” (Ветошный пер., 9)

К биеннале подверстался журнал “WAM”, издавший по этому поводу сдвоенный номер: тяжеленный том под названием “Московский концептуализм”, над составлением которого трудились арткритик Екатерина Деготь и не менее известный художник-концептуалист Вадим Захаров. Презентация проходила в одноименной журналу галерее, где также разместилась небольшая выставка работ, опубликованных в книжке. Подобного рода издания еще не было. Московские концептуалисты 1970—1990-х жили весело, страшно творчески, но как-то сами для себя, в собственном номе (так назывались районы Древнего Египта, в которых, по преданию, были захоронены части расчлененного тела Озириса, термин введен художником П.Пепперштейном). Сейчас все они повзрослели, стали знаменитыми и воздвигли сами себе, как и подобает, памятник. На роскошной золотой бумаге. С умными текстами, включая Бориса Гройса. Сюда вошло более 150 произведений 20 художников и 5 групп: от Никиты Алексеева и Ильи Кабакова до “Мухоморов” и “Коллективных действий”. В общем, книжка для тех, кто вслед за Сергеем Ануфриевым считает, что след от зубов на куске хозяйственного мыла — это гениально.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру