Кино делает политику

Главные темы Берлинале: антифашисты, шахиды и Миттеран

Середина фестиваля — время, когда уже можно делать какие-то выводы, но еще рано подводить итоги. Главный вывод такой: в Берлине слишком много политики. Особенно ярко это показал фильм из Франции “Последние дни Миттерана” режиссера Роберта Гедигяна.

Его картина основана на свидетельствах человека, лично знавшего президента. В ней Миттеран часто говорит о смерти, и реакция на его слова журналиста помогает президенту побороть свой собственный страх. Но, увы, фильм изобилует банальностями, произнесенными как откровения. И попытки облегчить фигуру президента его признаниями о том, как он любит актрис, вызывают улыбку, но не развеивают общее ощущение скуки.

Гораздо более живое впечатление оставляет фильм “Рай сейчас” (Нидерланды, Германия, Франция). Несмотря на нежизнерадостную тему: история жизни двух друзей-палестницев, которые готовятся стать шахидами. Оказавшись на грани жизни и смерти, они понимают, что каждый из них — отдельная личность, и решение нужно принимать каждому для себя. Картина интересная, но, исходя из политической обстановки в двух супердержавах — США и России, — имеющая мало шансов для проката как за океаном, так и у нас.

За немецким кино на Берлинале следят с особым трепетом. Но вряд ли конкурсный фильм Марка Ротмунда “Софи Сколл, последние дни” станет шедевром мирового кино. Хотя вполне может претендовать на какой-нибудь приз. Он сделан в виде классического допроса-дуэли, происходящего между “плохим” следователем-фашистом и “хорошей” девушкой, которая гордится тем, что распространяла антигитлеровские листовки в университете. Софи (Джулия Дженч) для немцев — как для нас Зоя Космодемьянская, частная жизнь которой оказалась погребена под легендой, созданной из нее.

На Берлинале продолжают собираться звезды со всего света. Три мэтра мирового кино — Аббас Киаростами, Кен Лоуч и Ермано Олми, соединившие усилия в работе над фильмом “Билеты”, показанном вне конкурса, сами представили его публике. В нем дикие скандинавские болельщики больше всего на свете мечтали попасть на футбольный матч, но в пути у одного из них украли билет. И судьба каждого из персонажей определена кусочком бумаги. Японский мэтр Йоджи Ямада привез свой новый фильм “Скрытое лезвие ножа”. В фильме описывается, как на смену самурайской доблести в XIX веке приходит огнестрельного оружие. Самураи больше не нужны. Зато главный герой наконец может найти занятие получше, чем убивать.

А последний герой Берлинале, мелькнувший в эти дни, — Кевин Спейси — появился перед журналистами в простецкой вельветовой кепке, которую, похоже, выменял у фаната за автограф, в обнимку с Бобом Хоскинсом — партнером по фильму “У моря”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру