Бронированный саммит

О чем будут говорить Путин и Буш?

Столица Словакии Братислава выпятила грудь и надула щеки. Все местные газеты твердят наперебой: “Саммит Буш—Путин нанес наш город на карту мира!” И здесь нет никакого преувеличения.

Аналогичную роль в истории мировой дипломатии Братиславе пришлось играть до этого лишь единожды — в декабре 1805 года. Почти 200 лет назад здесь был подписан мирный договор между наполеоновской Францией и Австрией императора Франца-Иосифа.

Проведение аналогии между этими двумя событиями имеет для Кремля не совсем приятный привкус. Согласно Братиславскому мирному договору, Франция закрепила за собой свои территориальные завоевания, а Австрии пришлось уступить ей Далмацию, Истрию, Венецию, Тироль и Форальберг. На Австрию была наложена контрибуция в сорок миллионов флоринов, и она в одночасье стала второразрядной державой.

Исторические параллели между двумя событиями — нынешним и двухсотлетней давности — вовсю обыгрываются международными обозревателями и аналитиками. Конечно, любые исторические параллели опасны и не точны. Но тем не менее их символика и опыт весьма поучительны.

“Сегодня Братислава самая охраняемая европейская столица!” — пишут местные газеты.По городу то и дело снуют мобильные химические лаборатории на колесах на случай теракта с использованием химического оружия. Начиная с 1 февраля был ужесточен контроль над людьми и транспортом, пересекающими границы Словакии, а в аэропортах была задействована новая защитная аппаратура с клеймом “made in USA”. Органы безопасности соседних со Словакией стран снабдили ее базой данных о своих персонах нон грата, которые хотели бы проникнуть в Братиславу, чтобы попытаться сорвать американо-российский саммит.

Меры безопасности координирует SIS — Словацкая служба разведки. SIS действует в контакте с другими органами безопасности стран-членов НАТО. Ряд городских районов объявлены закрытыми зонами: среди них дворцы Мирбах и Примацнальный в самом центре Братиславы. Эти дворцы и прилегающие к ним территории объявлены “офф лимитс” потому, что их посетят первые леди Америки и России — Лаура Буш и Людмила Путина, которым покажут выставку ковров и гобеленов, а также картины знаменитого словацкого художника Бруновски. Уже несколько недель, как закрыт братиславский замок (Град), где будет проходить саммит Буш—Путин. Замок хозяева срочно реставрировали, чтобы не ударить лицом в грязь перед высокими гостями. Но как выглядят силы, против которых сконцентрирована вся эта военно-полицейская мощь? Довольно-таки не внушительно.

Речь идет о небольшой группе активистов под названием “Ani Putin, ani Bush”, то есть в переводе со словацкого “Ни Путин, ни Буш”. Представители этой “ни-ни”-группы заявили, что они хотят “лишь высказать свое мнение, используя свободу слова”. Для “ни-ни”-групп были отведены три городские площади, но они ограничились лишь одной — в старом городе. На большее силенок не хватило. Лозунгами словацких протестников будут “Servilne Vitame!” (“Мы подобострастно приветствуем вас!”) и “Bush a Putin — Shnite Plody Demokracie!” (“Буш и Путин — гнилые плоды демократии!”). Если же говорить обо всем словацком населении, то, согласно опросам общественного мнения, 60% считают братиславский саммит, вернее сам факт его проведения, позитивным явлением, а 28,5% — негативным. Аргументы противников скорее финансовые, чем политические — подготовка к саммиту и меры безопасности, связанные с ним, потребовали от бедной Словакии огромных бюджетных трат. Сторонники саммита считают, что это событие сделало стране беспрецедентную рекламу.

На сегодня в пресс-центре саммита аккредитованы около 1 тысячи журналистов.

— Если даже небольшая часть журналистов, прибывших на саммит, даст реалистический образ Братиславы, они сделают в течение полутора дней больше, чем все туристские стратегии нашей страны сделали в течение последних четырех лет, — заявил мэр Братиславы.

Дело в том, что на Западе с легкой руки американского кинорежиссера Шаффера за Братиславой укрепилась незавидная слава “адской дыры”, где “господствуют злые собаки”, поезда ходят с большим опозданием, процветает проституция и валютные махинации.

Итак, сегодня президенты Соединенных штатов и России сядут за стол переговоров под сводами Братиславского града — на беседу отведено два часа, однако не исключено, что график растянется.


СКАЗАНО ПЕРЕД САММИТОМ

Владимир ПУТИН — в интервью словацким СМИ:

“Мы вначале говорили о демократии. Но если в постсоветских странах демократия не работает, как кто-то считает, зачем тогда ее туда внедрять? А если мы туда ее внедряем — эти принципы демократии, — тогда зачем там революции?”

“Самая главная озабоченность у меня лично заключается не в том, что там происходят какие-то бурные события, а в том, что они выходят за рамки действующего законодательства и Конституции. Нам всем нужно понять, что демократия означает в том числе правильный хороший закон и умение ему подчиняться и жить по этому закону. Почему одни страны и одни народы имеют такую привилегию — жить по закону и в рамках стабильности, а другие обречены на перманентную революцию? Это у Льва Троцкого была такая теория перманентной революции. Нам-то зачем это внедрять на постсоветском пространстве?”


ЗАПАДНЫЕ СМИ О САММИТЕ

Washington Times: Времена, когда США с легкостью влияли на Россию, прошли, и советы Вашингтона там больше не приветствуются. Однако политика взаимных уступок — это по-прежнему наилучший дипломатический инструмент.

Financial Times: США — это последняя крупная страна, с которой Москве необходимо заключить сделку, прежде чем она сможет вступить в ВТО. Хотя в своей речи Буш подчеркнул, что поддерживает этот план, процесс его ратификации может быть политизирован из-за все более откровенно антироссийского климата в Вашингтоне. Белый дом признал, что разработке последовательной политики в отношении России чинят препятствия республиканцы, которые хотят более жесткой линии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру