Вак вам!

Аспирантура станет платной

В научных кругах паника: собираются закрывать диссертационные советы, упраздняют Высшую аттестационную комиссию, занимающуюся утверждением кандидатских и докторских диссертаций... В некоторых СМИ даже появились утверждения, что ВАК полностью подчинят Министерству образования и науки РФ — и ученые потеряют свою независимость.

Действительно, ВАК долгое время был структурой Минобразования. Но потом ученые мужи взбунтовались: “Не хотим подчиняться “образовательным” чиновникам и утверждать “липовые” диссертации”. C конца 1990-х кандидатами и докторами наук становятся все кому не лень: политики, депутаты, бизнесмены. В визитках модно указывать: кандидат (а еще лучше — доктор) таких-то наук... Купить “кирпич” (так на научном сленге называют диссертацию) можно всего за 5—6 тысяч долларов. Некоторые претенденты на ученые степени открывают свои работы лишь перед заседанием диссертационных советов, а на самой защите путаются в терминах и с трудом понимают, о чем идет речь в их “научных” трудах. Тем не менее большинство таких работ успешно проходит защиту. И лишь ВАК был последней преградой на пути научной туфты... Известен скандал с докторской диссертацией одного известного политика: члены ВАК отказались утверждать ее заочно, потребовали, чтобы соискатель лично предстал пред их глазами и защитился публично.

И вот теперь ВАК якобы собираются наказать за излишнюю принципиальность. За разъяснениями корреспонденты “МК” обратились непосредственно в Российскую академию наук (вице-президент РАН академик Геннадий Месяц возглавляет комиссию).

— Никакого резкого сокращения диссертационных советов в РАН не предвидится, — заверила руководитель пресс-службы академии Ирина Преснякова. — Идет реструктуризация НИИ: 50 институтов (из 400 имеющихся в составе РАН) объединили по профилю. Естественно, слили и их диссертационные советы.

В “большой” науке, как выяснилось, нет причины для беспокойства. А вот что касается отраслевых НИИ (их около 2000), то там действительно предстоят большие перемены. По сути, грядет их акционирование. На госбюджете останется только 200 из них (в основном отвечающие за безопасность страны: ядерные, биологические, космические и т.д.), остальные отдадут в частные руки — превратятся в инновационные фирмы и компании. Захотят ли новые хозяева развивать науку — большой вопрос. Диссертационные советы таких НИИ скорее всего тихо умрут... Тем более что большого притока молодых ученых в ближайшие годы не предвидится.

Только 27,2% российских аспирантов защитили после окончания учебы диссертацию в 2003 году, в 2004-м — 32,4%. У докторантов этот показатель несколько выше — 38,9%, но все равно он остается крайне низким. Изменилось и распределение соискателей по отраслям наук. За последние пять лет значительно уменьшилось количество аспирантов по физико-математическим и техническим наукам, в то же время выросло их число в экономике, педагогике и юриспруденции.

Значительная часть молодых ребят рассматривает аспирантуру как законный способ “откоса” от армии... Этим весьма обеспокоены в Федеральном агентстве по образованию. “Тех ли мы принимаем в аспирантуру? — задался вопросом на коллегии руководитель ФАО Григорий Балыхин. — Многие рассматривают ее как возможность спрятаться от армии, да еще за государственный счет”. С аспирантами-уклонистами собираются безжалостно бороться, и главным образом рублем.

Как стало известно “МК”, в ближайшее время аспирантура в основном станет платной. Это связано с переходом отечественной высшей школы на двухуровневую структуру бакалавр—магистр. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, предусматривающей единую форму вузовского образования: 3—4 года — диплом бакалавра, еще 1—2 — магистра. К 2010 году подобная схема должна действовать в большинстве наших академий и университетов. При этом обучение в магистратуре в основном будет платным: соотношение бюджетных и коммерческих мест — 30 на 70%. Поступить же в аспирантуру можно будет лишь после получения магистерского диплома... Ясно, что туда попадут только те ребята, кто сможет оплатить свою учебу и покрыть расходы на подготовку и защиту диссертации.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко любит повторять, что бесплатного образования не бывает. Вопрос в том, кто платит за знания. Раньше в основном это делало государство, сегодня — сами студенты (уже 54,6%). Через два-три года количество “платников” возрастет до 70—75%. И получать ученые степени будут, судя по всему, не те, кто умнее и талантливей, а кто богаче.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру