Ганс-терская сага

Актеры из сказок Андерсена повторили судьбы своих героев

“Мы рождены, чтоб сказку сделать былью”. Он был рожден, чтобы подарить миру сказку. Чтобы даже если детство уходило, то не навсегда. Чтобы в него можно было время от времени возвращаться.

Если 1 апреля — день смеха, 2-е — день сказки. В этот день 200 лет тому назад родился великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен. Говорят, сказка — ложь. Но, хотя бы раз в год, можно в нее поверить. А посему вспомнить добрым словом юбиляра мы попросили... Чернильницу из “Снежной королевы”, принца из “Принцессы на горошине” и короля-трактирщика из “Старой, старой сказки”.

“Снежная королева” (1966 год)

Для 12-летней Лены Прокловой фильм-сказка “Снежная королева” отнюдь не стал кинодебютом. Годом раньше девочка отметилась главной ролью в картине “Звонят, откройте дверь”, за которую, кстати, согласно опросу журнала “Советский экран”, была признана актрисой года. Однако, как говорит Вера Титова, сыгравшая в сказке небольшую, но очень симпатичную роль Чернильницы, звездной болезни у Лены не было и в помине. Скорее даже наоборот.

— Она была удивительно послушная, — вспоминает 76-летняя актриса. — Вот это меня всегда поражало. Режиссер ей что-то скажет — Лена только ресничками хлопает. “Понимаешь, — говорил он ей, — ты же — героиня, Герда. Значит, должна хорошо сыграть”. А та глазенки свои огромные раскроет и как будто отвечает: да, поняла. Очень трогательная девочка — очаровашка. Немножко, правда, замкнутая была. Другие дети на съемочной площадке бегают, прыгают, резвятся. Эта в перерывах между съемками сядет где-нибудь в уголке и сидит молчком. Мы все смеялись, проходим бывало: “О, работает над ролью”.

И о своей роли Вера Алексеевна без смеха вспоминать не может.

— Но, — смеется Титова, — радости без горести не бывает. Вызывают меня на студию, говорят: “Нам нужно снять слепок”. “С кого?” — спрашиваю. “С вас”. Ну, думаю, грим: тончик положат, сфотографируют. Короче говоря, пришла, посадили меня в кресло. Подходит человек с огромной кастрюлей, в которой бултыхается какая-то жижа. “Закройте, — говорит, — глаза”, — и засовывает мне в нос две соломинки. Ну все, думаю, сейчас зацементируют. И точно — два с половиной часа сохла. Это еще что — потом на меня деревянный футляр напялили с прозрачной емкостью, в которую наливали подкрашенную воду. Вроде как чернила. Когда после смены домой пришла, разделась, накинула на себя ночную рубашечку, мой милый супруг вдруг как бы невзначай спросил: “Верочка, а что это у тебя синяки на плечах?” Вот так. Все думала: “Господи, неужели не могла выбрать другую профессию, за что же наказание такое”.

Если Вера Титова пронесла свой “крест” до конца — последний фильм с ее участием датируется 1988 годом, то Елена Проклова, став настоящей звездой советского кино, несколько раз порывалась бросить актерское ремесло. Наталья Климова — популярная в 60-е красавица актриса, сыгравшая Снежную королеву, в 70-е уже никак не отметилась. Слава Цюпа (исполнитель роли Кая) и вовсе пошел другим путем: сейчас он — главный режиссер Красноярского театра оперы и балета.

Не так давно Елена Проклова призналась, что спустя почти сорок лет вновь получила предложение сниматься в фильме “Снежная королева”. Только теперь в роли... главного отрицательного персонажа. Режиссер Александр Абдулов увидел в этом некий философский смысл: Герда выросла и, не найдя своей любви, превратилась в Снежную королеву. Что ж, даст бог — посмотрим.

“Старая, старая сказка” (1968 год)

Именно Андерсен, а точнее — его кинопеределка “Старая, старая сказка”, открыл нам и другую актерскую величину — в роли заколдованной принцессы дебютировала нынешняя королева театра и кино Марина Неелова.

— Марина тогда была еще студенткой, училась на последнем курсе, — вспоминает кинообольститель Нееловой-принцессы Владимир Этуш, сыгравший в сказке короля-трактирщика. — Но, надо сказать, она уже была достаточно разбитная девочка. Цену себе знала. Как-то сказала даже: “Вот, у меня тоже главная роль”. Чтобы, дескать, я не задавался. Может, напугал чем — все-таки король у меня злой. Хотя я считаю, что в детских сказках злых персонажей, которые могут воткнуть тебе нож в спину, просто быть не должно — только обаятельные.

Если Этуш чем-то напугал партнершу Неелову, то Вера Титова, также одна из героинь этого фильма, невольно посеяла страх в душе абсолютно “невинного” человека.

— На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна Кошеверова меня даже не рассматривала, думала: либо Пельтцер сыграет, либо Миронова, — рассказывает Вера Алексеевна. — Но звонит как-то, говорит: “Верочка, приходи на студию”. “Зачем?” — спрашиваю. “Подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика — Саша Збруев”. Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку: “спасибо—спасибо” — разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе: как-то входит ко мне горничная — лицо насмерть перепуганное. “Что случилось?” — интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: “Поздравляю, ты — ведьма. Кошеверова”. Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?

Как вспоминают актеры, труднее всего роль в картине далась Олегу Далю, сыгравшему в итоге главную роль неунывающего солдата — возлюбленного принцессы.

— Олег был очень нервным, — считает Титова. — Во-первых, как мне кажется, к тому времени он созрел уже для режиссерской работы. Как-то даже не выдержал, крикнул в сердцах на Надежду Николаевну: “Вы — женщина, так помолчите!” Безумно нервный был, как пружина. Иной раз думала: вот так скажешь чего-нибудь лишнее — вообще убьет. А во-вторых... В перерыве между съемками все мужики собирались: кто — пивка, кто — ля-ля. Он — уходил. Садился у крайнего окна и все время что-то писал. Писал и рвал, писал и рвал. Потом сидел молча и смотрел в окно. Долго-долго. А там — деревья, деревья, деревья... И опять начинал писать. Вот тогда я поняла, что он действительно болен. Говорили, в то время он был “в зашивке”... А через некоторое время Олег ушел из Театра Ленсовета и переехал в Москву. Встречаю его как-то на “Ленфильме”, говорит: “Верочка, я уезжаю”. — “Куда?” — “В Москву. Не лежит душа у меня к этому театру”. А потом добавил: “Вот только денег нет”. — “Хотите, — говорю, — в долг дам”. Качает головой. И надо же было такому случиться: по коридору в это время идет Кошеверова. Останавливается возле нас: “Я, — обратилась она к Далю, — начинаю картину, хочу, чтобы вы играли у меня главную роль”. Смотрю на Олега, думаю: боже мой, если главную роль, так, значит, деньги будут — ставка-то у него большая, хорошая. Но он сказал: “Нет, спасибо”. И уехал.

Гораздо более радужные воспоминания о той картине у Игоря Дмитриева, сыгравшего роль восточного принца, приехавшего свататься к принцессе... на верблюде.

— Ох, и долго же мне искали партнера, — улыбается Игорь Борисович. — Обращались в ашхабадский цирк, но артисты оказались на гастролях за рубежом. Откуда-то привезли верблюда — немолодого, к тому же одногорбого — так что сидеть на нем было просто невозможно. Пошли в зоопарк. Верблюд есть, но не дрессированный и под седлом не ходит. Пришлось мне завоевывать его дружбу и расположение. Узнав, что любимое лакомство животного — капуста, я каждое утро с кочаном под мышкой появлялся у вольера. Кстати, на решетке вольера висел ежедневный рацион верблюда: морковь — 10 килограммов, картофель — 6, яблоки — 5, зерно — 8, арбузы — 6, капуста — 3. Спросил у служителя: “Неужели он все это съест?” — “Съесть-то он съесть, — отвечал тот, надкусывая яблоко, — да кто ж ему дасть”.

“Принцесса на горошине” (1976 год)

Не в меру разборчивый принц, вывесивший на воротах дворца объявление “Требуется принцесса”, в реальной жизни оказался почти точной копией своего сказочного персонажа. Как и положено настоящему мачо, актер Андрей Подошьян, по которому 30 лет назад сохла едва ли не половина девочек со всего Союза, до сих пор пребывает в состоянии вечного поиска. 47-летний все еще молодой человек, как две капли воды похожий на голливудского красавца Антонио Бандераса, говорит, что ни разу не был женат. Правда, при этом скромно добавляет: официально.

— У меня были интеллигентные родители-москвичи, но они часто уезжали в командировки и оставляли меня одного, — вспоминает юность киногерой. — Так что довольно рано я узнал вкус спиртного и сигарет. То же самое могу сказать и насчет девушек.

Однако, как рассказывает Андрей, ни в одну из четырех своих партнерш — претенденток на сердце сказочного принца — он и не думал влюбляться. Говорит: хватало и своих.

— В 16 лет у меня была уже девушка, и не одна, — объясняет Подошьян. — А после выхода картины вообще началось что-то невероятное: от поклонниц порой приходилось спасаться бегством. Столько звонков, столько писем. Одна грозилась покончить с собой, другая — облить меня серной кислотой, чтобы не достался никому. Просто ужас!

Путь из дворовых хулиганов в кинозвезды дался Подошьяну на удивление легко. Сам Андрей объясняет это тем, что в нежном возрасте актером он становиться не собирался. И все происходящее воспринимал не иначе как забавное приключение. Или сказку.

— Ну что сказать: заметили в школе, пригласили на пробы, потом утвердили, — скороговоркой отвечает Андрей. — Нет, ни капельки не переживал, хотя претендентов на роль принца было невероятное количество, причем из профессиональных актеров. Пришел, надели на меня парик — я же там светлый, в жизни — темный, — и попросили перед камерой пересказать сказку своими словами. А в тот день настроение у меня было — хуже не придумаешь, зубная боль мучила страшно. Помню, оператор Слава Егоров, рано, к сожалению, ушедший, посмотрел на меня, хмурого, говорит: “Да не волнуйся, парень. Эта камера сделана из швейной машинки “Зингер”. Хм, а я и не думал волноваться.

Вполне доволен Подошьян и тем, как сложилась его дальнейшая судьба. Повзрослев, сказочный принц переквалифицировался в фотографы — снимает своих коллег для обложек глянцевых журналов. Правда, сменил ориентацию Андрей не окончательно и не бесповоротно. Например, не так давно он сыграл одну из ролей в режиссерском дебюте Маргариты Тереховой “Чайка”.

— В кино снимаюсь сейчас редко по одной простой причине: не хочу участвовать в плохой работе, — категоричен Андрей Орестович. — А приглашают-то раз в две недели точно. Нет, не подумайте, ранняя слава тут ни при чем. Она ломает только дураков. А я человек умный — нисколько в этом не сомневаюсь.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру