Бабушкины сказки

Андерсен родился ровно 200 лет назад. И дело его живет!

Малость совестно подписывать этот текст своим именем. Часть его написал не я. Да и вообще трудно претендовать на авторство, если публикуешь сказку. Читатель, наверное, узнает мотивы, знакомые с детства.

Некоторое оправдание: не я первый присваиваю чужое произведение. Скажем, кто первым увидел кратер на Луне — тот и дает ему свое имя. Или поймал ученый блошку — дает ей свое. Но ведь кратер не астроном выкопал и энтомолог блошку не создавал. Вот и я — всего лишь увидел и поймал.

Поймал интервью Березовского, где он воздает должное мужеству Путина.

Березовский рассказывает, как на него охотился премьер-министр России тов. Примаков, а тов. Путин был в тот момент директором ФСБ. Вот эта история.

“Был день рождения моей жены. Поздний вечер. Мне не хотелось праздновать. Вдруг я услышал, что кто-то стучится в дверь. Это был Путин. Один, без охраны, с букетом цветов и бутылкой. Он не был близким другом, и я его не приглашал. Я спросил у него: “Зачем ты так рискуешь?” Примаков обладал очень большой властью. Путин мне ответил: “Я это сделал специально, чтобы он знал, что я с тобой”. (La Repubblica. 12.07.01).

Мне этот смешной рассказ в 2001 году страшно понравился. И я его сохранил как образец полусказки, полу... как бы это сказать... В общем, есть такой жанр “Розовые слюни” — часто встречается в стихах, в прозе, в поздравительных адресах, но в интервью политических эмигрантов это большая редкость.

Совершенно неважно, что там было на самом деле. Перед нами типичный фрагмент эпоса, который в русской традиции должен начинаться сказочными словами “жил-был”, но торопливый Березовский ужал его до “был”.

Надо ли объяснять, почему это именно сказка? Разве что для будущих поколений.

...Дорогие праправнуки! В конце ХХ века в России появились богатые и могущественные олигархи. Они бесились с жиру и не знали, что делать с деньгами. Если один покупал себе 50-местный самолет, то другой — 150-местный (хотя в отличие от царя Соломона у них не было тысячи жен, даже десяти жен одновременно не было, самолеты всегда летали полупустые).

Если один строил себе дворец в 1000 кв. м, где подолгу плутал с женой и ребенком в поисках официанта, то другой строил себе дворец в 1000 кв. м на человека; и там официанты по утрам подолгу искали его, чтобы накормить привезенной из Парижа морковкой (чистили итальянские повара, а мыла, любовно поглаживая корнеплод, специальная медсестра).

От комнат (где олигарх спал, или ел, или что-то еще) до входной двери шли коридоры, посты охраны, металлоискатели, видеокамеры. А от входной двери до ворот — дорога, подъемный мост, стена с колючей проволокой, спецназ с помповыми ружьями...

И услышать, как кто-то стучит в дверь, олигарх мог, только если бы этот кто-то приехал на танке и шарахнул из пушки.

А если приехал какой-то фраер (без охраны или с охраной), то — связь по рации, доклад по инстанции, обязательное распоряжение хозяина — пускать или нет.

А почему же Березовский рассказывает: “Я услышал, что кто-то стучится в дверь”? А потому что он родился и вырос в СССР и читал в детстве хорошие книжки.

“Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую, а такой что-то не находилось. Принцесс-то было вволю, да были ли они настоящие? До этого он никак добраться не мог. И очень горевал — уж очень хотелось ему достать настоящую принцессу”.

Уверяю вас, уважаемые читатели, это — не аллегорическое описание, как президенту Ельцину подыскивали преемника.

“Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое!

Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять.

У ворот стояла принцесса (без охраны, с букетом и бутылкой). Боже мой, на что она была похожа!.. а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса!

“Ну, уж это мы узнаем!” — подумала старая королева... Она сама пошла стелить постель для гостьи, “сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски (видать, кроватки-то во дворце были похожи на нары) горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков...” Принцесса мучилась всю ночь — такая была чувствительная, деликатная особа. И принц женился на ней.

“Теперь он знал, что берет за себя настоящую принцессу! А горошину отправили в Кунсткамеру; там она и лежит, если только никто ее не украл.

Знай, что история эта истинная!”

* * *

Если не ошибаюсь — это единственная сказка Ганса Христиана Андерсена, которая заканчивается таким уверением. (Жирный шрифт — это точные цитаты.)

Уж на что волшебная история про Снежную королеву или “Огниво” — полеты на собаках, ведьмы, колдуны, тролли — самые невероятные фантазии! — но Андерсен не сомневается, что мы поверим.

А тут — что тут невероятного? Ну разборчивый жених, ну чересчур чувствительная барышня, ставшая символом капризности и привереды. Никакого волшебства. Бытовая история. А раз так — зачем эта фраза в конце: знай, что история эта истинная!

Сказочность не в том, что попка девушки покрылась синяками, несмотря на 40 матрацев. Кто его знает... может, и не горошина была причиной принцессиных мук.

Сказочность, абсолютная невероятность — в другом. Королева собственноручно таскает матрацы. Король сам идет открывать городские ворота. Если бы еще он их охранял — тогда мог услышать, как стучатся. Но ведь лил дождь, гремел гром; король, конечно, был во дворце.

Еще Пушкин восхищался: “Что за прелесть эти сказки!” Нет никаких сомнений — мы живем в сказочной стране.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру