Второе польское нашествие

Новое оружие — живопись

5 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 179

Кто старое помянет, тому глаз вон. “Польский”, “плен”, “полон” — как-то очень созвучно, не правда ли? Сразу вспоминается 1612 год — не оттуда ли растут корни? Нынешняя интервенция поляков вполне дружеская — а что еще можно ждать от художников? Они — как голуби мира — пытаются напомнить всем, что нас связывало. Тем более на фоне последних “странных” отношений наших двух стран. И не случайно Михаил Швыдкой на открытии большой выставки “Москва—Варшава/Warszawa—Moskwa. 1900—2000” в Третьяковской галерее на Крымском свою речь начал со слов: “Хватит нам скандалить!”. Это как раз тот случай, когда и старое можно помянуть, и зрение сохранить. Которое, между прочим, очень необходимо, чтобы увидеть творчество художников.


Пора вспомнить, как многое нас связывает. Самый лучший экспонат на выставке в Третьяковке, который сразу берет за душу, — две инсталляции: комната польского интеллигента 60-х годов и комната советского интеллигента тех же лет. У нашего — пластинки Анны Герман и польские журналы. У ихнего — хриплый голос Высоцкого и Набоков с Солженицыным в самиздате. Так было. Как было и то, что в ХХ веке наши художники шли параллельными путями. В 20-е Малевич, Маяковский, можно сказать, не вылезали из Варшавы, где рос свой авангард. И были последователи Малевича, их было огромное количество. И индастриал в живописи польской тоже присутствовал, и изображение строек социализма. Только перестройка началась раньше. 1981—1982 годы: сразу заметно стало, что в стране что-то происходит. А это вовсю уже шуровала “Солидарность”. До сих пор ничего подобного мы не видели. На выставку даже привезли одну картину на очень болезненную тему — “Катынь”. 300 работ наших и польских художников, две параллели: такое происходит впервые. По крайней мере за последние 20 лет.

И как продолжение этой выставки — экспозиция в Государственном центре современного искусства. Называется: “P.S. За красным горизонтом”. Как понятно из названия, эта вторая часть эпохальной экспозиции должна показать, что же происходило с искусством наших двух стран после очередной исторической загогулины под названием “перестройка”. Это когда почти нет политики, а есть сплошной творческий процесс. В котором принимают участие молодые, не отягощенные ни партийным, ни каким-то другим нехорошим прошлым. И вот площадка молодняка кураторам (от России — Ирина Горлова и Михаил Миндлин, от Польши — Ева Гожондек и Стах Шабловски) удалась как нельзя лучше. Они отобрали для нее работы последних пяти лет авторов разных поколений. Хотя в основном тех, кто включился в изобразительное искусство совсем недавно. И разделили экспозицию на восемь основных тематических разделов типа “Пейзаж после перестройки”, “Государство: политика, патриотизм, власть”, “Новый дух в новом теле”, “Эстетический багаж. Традиции, инспирации, вдохновение. Эго-мифо-мания”. Словом, замахнулись почти на наше нынешнее все. При этом привлекли целую кучу наших и их художников. Из наших знаменитых — Олег Кулик, Сергей Братков, Ирина Корина, Сергей Шутов, Владимир Дубосарский, Александр Виноградов, Владик Монро... Из их — Куба Банковский, Каролин Высоцкая, Агнешка Калиновская, Ядвига Савицкая и также масса других не менее интересных персонажей. А когда собирается так много очень креативных деятелей искусства, можно себе представить, что из этого получается. Много энергетики, много красоты, много мыслей. И вообще веселого и жизнерадостного, будь то интерактивные инсталляции, видео, объекты, живопись, графика или фотки. Так что, видимо, нужно быть оптимистами, как художники, которые эту выставку делали, и кураторы, которые ее придумали.




Партнеры