Фарш карьериста

Ректоры озаботятся тем, что хомячат студенты

Министр образования и науки Андрей Фурсенко признался, что испортил желудок в студенческие годы. К сожалению, со времен учебы чиновника мало что изменилось. Медики утверждают: 75% выпускников российских вузов вместе с дипломом получают гастрит.

Наступайте на “Грабли”!

В большинстве московских вузов сидячих мест в столовых значительно меньше, чем студентов. На эти же стулья претендуют и голодные преподаватели, если о них не позаботились отдельно (например, в столовой университета культуры специальную “преподавательскую зону” ограничили кованым заборчиком). В университете землеустройства на 3000 студентов — 300 посадочных мест. А в энергетическом институте столовых аж три, в общей сложности на тысячу мест. Но, учитывая, что учится там около 10 тысяч студентов, из сорока минут перемены, по словам самих ребят, тридцать пять они стоят в очереди. В оставшиеся пять — с космической скоростью запихивают в себя еду, а потом еще и огребают от преподавателей по первое число, что опоздали на пару. Непрожеванная пища и стресс — гарантированный гастрит.

В Московском строительном университете недавно состоялась презентация “народного ресторана” “Грабли”. Над интерьером работал дизайнер, который оформлял элитные заведения Москвы.

— Очередей у нас не будет, — заявили организаторы, — мы доведем скорость обслуживания до трех человек в минуту.

Только куда с тарелкой приткнуться: мест в “Граблях” около шестидесяти, а студентов в МГСУ — 7 тысяч?

!По нормативам на питание одного человека отводится полчаса. Соответственно, если большая перемена — 40 минут, это, как выражаются специалисты, всего лишь “одна посадка”. А если, не увеличивая количества мест, институт хочет прокормить всех студентов, следует удлинить перемену до одного часа либо сделать несколько получасовых перемен.

Месье, же не манж па...

С 1 апреля официальная стипендия студента — 500 рублей. В сентябре планируют повысить еще на сто. “Студентам не грех и самим заработать, они же не пенсионеры”, — говорит министр образования и науки. Но все вузы “высшей лиги” требуют полной самоотдачи — тут уж не до заработка. Вот и получается: без еды голодно, а с едой — накладно.

Для примера сравним цены в столовых Российского государственного гуманитарного университета и в магазине за углом:

Обед из трех блюд обходится студенту от 50 до 100 рублей. То есть стипендии хватает в лучшем случае на десять трапез.

Ректоры сдают в аренду коммерсантам площади под кафе, критиковать их за это нельзя: госфинансирования не хватает. А как только кафе становится коммерческим — руководство вуза фактически бессильно, все решают кулинарные ООО и ЗАО.

Все полезно, что в рот полезло

— Главное — это разнообразие пищи, — говорит Арсений МАРТИНЧИК, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ питания РАМН. — В идеале ежедневно в рационе должны присутствовать все группы пищевых продуктов. Основа питания — продукты из зерна (каша, макароны, мюсли, сухарики). Не надо путать сдобу с зерновыми! Сдоба делается из зерна с добавлением жира и сахара. А от зерна плохо не бывает. И его много не съешь. Безусловно, должны присутствовать овощи и фрукты — они взаимозаменяемы, но незаменимы. Не стоит забывать и о молочных продуктах, особенно они нужны девушкам. И, безусловно, надо есть мясо.

“СтуДень” решил разобраться и с супами быстрого приготовления.

— Естественно, при термической обработке продуктов быстрого приготовления теряется часть минералов и витаминов, — разъяснил ученый. — Но не больше, чем при варке обычного супа.

— Значит, ничего вредного в быстросупах нет?

— Если их есть два-три раза в неделю, при условии, что в остальном питание будет правильным и регулярным, никакого вреда здоровью не будет.

У Московского Госсанэпиднадзора основные претензии — как раз к рациональности питания студентов. Согласно исследованию, проведенному в прошлом году в Центральном и Северном округах столицы, к окончанию вуза количество страдающих заболеваниями желудка увеличивается вдвое.

Про диетическое питание и говорить не приходится. Большинство ребят, конечно же, стесняется носить из дома термос с супчиком. Голод ничто, имидж — все. Между тем специалисты утверждают, что главное в здоровом питании — не быть голодным.

— Конечно, в идеале любой человек должен есть сбалансированно, — говорит Мартинчик, — но есть факторы, которые этому мешают: отсутствие денег, времени. Поэтому лучше плохо есть, чем не есть совсем. Энергетические затраты растущего организма (а ведь человек растет примерно до 24 лет) составляют 2400—2600 ккал у юношей и 2000—2200 — у девушек. Если есть физические нагрузки — спортзал или частые перебежки из одного корпуса в другой — затраты возрастают до 3000—3200 ккал.

В супе муха — в животе разруха

Что же делать студенту, если вкус салата наводит на размышления о его преклонном возрасте?

— Надо сразу же подойти на раздачу и заявить о своих претензиях, — настаивает заведующая отделением отдела организации надзора за питанием населения центра Госсанэпиднадзора г. Москвы Ольга ЗАХАРОВА. — Обязательно запишите свои замечания в книге жалоб: каждая проверка эту книгу читает. Не поленитесь написать письмо в территориальный центр Госсанэпиднадзора. По закону соблюдение санитарных норм в студенческих столовых проверяется раз в два года, но при получении письменной жалобы специалисты проводят расследование незамедлительно.

...По плану министра образования и науки Андрея Фурсенко, финансировать вузы государство будет в соответствии с их рейтингом. Критерии отбора сейчас разрабатываются, но министр, измученный гастритом, дал понять, что качество питания и количество посадочных мест в столовых будет играть в рейтинге не последнюю роль.


КОММЕНТАРИЙ.

Бауманка — один из немногих вузов, который не передал свои столовые в частные руки и даже основал свой собственный комбинат питания. Положительным опытом мы попросили поделиться Марину ИВАНОВУ, директора комбината питания МГТУ им. Баумана:

— Когда наша команда три года назад пришла в университет, на кухне стояло оборудование 1968 года, притом что срок годности плиты не более 15 лет. За эти годы мы с помощью ректора закупили новую технику — плиты, холодильники, посудомоечные машины, линии раздачи с подогревом. Открыли восемь столовых в институте и одну в общежитии, а помимо них множество точек быстрого питания. В штате у нас работает 180 человек, среди которых бывший повар гостиницы “Националь”. На работу я людей принимаю с испытательным сроком. Если вижу, что человек на раздаче или на кассе работает медленно, вежливо увольняю. Все новые повара проходят обучение, у нас контракт с кулинарными училищами, многие талантливые выпускники остаются у нас работать. По поводу цен... У комбината третья наценочная категория, то есть на закупленные блюда мы можем набрасывать 25% себестоимости, на произведенные у нас — 56%. Почти все готовим сами — и блины, и слабосол. И диетические блюда в меню есть — супчики, каши, пудинги. Раз в квартал мы заказываем экспертизу санэпиднадзора. Приезжают специалисты и проверяют весь персонал, все оборудование. Но без помощи вуза мы бы не выжили. Ремонт, вывоз мусора, коммунальные услуги, налоги — все это оплачивает ректорат. Великий ученый, страдающий хроническими заболеваниями, — не наша цель.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру