Ужастик против страха

Убаюкивайте новорожденных стихами

11 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 818

Ребенок не любит читать? Никак не можете научить малыша складывать буквы в слоги, а слоги в слова? Не знаете, какую книгу выбрать в подарок детям? Эти вопросы беспокоят многих родителей. Не переживайте: кандидат психологических наук, коммерческий директор известного издательства Татьяна Успенская подсказывает, как справиться с “книжным вопросом”.


— Когда у ребенка должна появиться первая книжка?

— С самого рождения. Конечно, пока малыш не умеет даже разговаривать, ему должны читать взрослые. Мама, например. Книга — это своего рода опора в общении с ребенком. Хорошо, если вы умеете петь колыбельные песни. А если нет? Голос родителя, который читает стихи Чуковского, Барто, Пушкина, успокаивает и развивает ребенка.

Все удивляются: “Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Боже мой! Я тоже такое могу написать. Что тут необычного?” А в этих стихах особый ритм. Ребенок им заслушивается, ритм стиха его увлекает. Так настроено детское восприятие. Зато сказка, например, новорожденному непонятна. Поэтому поначалу читайте детям потешки и стишки. Необходимо, чтобы малыш чувствовал рядом взрослого, который не просто ухаживает за ним, а действительно общается с ним. Малышу надо слышать речь.

А если говорить о подготовке ребенка к самостоятельному чтению — на первых порах надо просто приучить к книге как к предмету, как к игрушке. В Англии существует целая система обучения чтению, финансируемая государством. Она заключается не в том, что ребенка рано учат буквам. Ему дают специальные книжки, которые он рассматривает. У нас сейчас тоже появились такие книги. Это или мягкие книги-подушки из безопасного материала, или книжки из клеенчатого материала, которые можно брать с собой во время купания в ванну, сосать. И при этом у книг можно переворачивать страницы. Потом — вступают в силу книги-игрушки из твердого картона. Родители обязательно должны требовать сертификат качества, покупая их: ребенок книгу кусает, грызет, рвет, поэтому она должна быть абсолютно безопасна. После 4 лет можно давать рассматривать настоящие книги на картоне.

— В каком возрасте ребенок должен научиться читать?

— До 6 лет в основном развиваются отделы мозга, которые отвечают за зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, слух. Поэтому, если родители считают: чем раньше начнем обучать чтению, тем скорее ребенок станет успешным, — они ошибаются. Они ломают естественное развитие детского мозга. Развиваются те отделы, время которых еще не пришло... Некоторые родители месяцами, годами прилагают колоссальные усилия, прежде чем их “упрямый ребенок” неожиданно станет “складывать” слова. А на самом деле надо просто подождать лет до 6, когда ребенок созреет для таких занятий. Тогда он научится читать за месяц, а то и за две недели. Надо развивать у ребенка то, к чему он в данный момент склонен.

— А когда пора заменить сказки более серьезной литературой?

— Универсального совета нет. Выбрать художественную литературу (те же сказки) или детскую научно-познавательную — дело вкуса. Где-то к 5—6 годам у детей появляется желание узнать: как устроена Солнечная система, как растут цветы... Но малыш может и вообще не интересоваться этими явлениями. И не надо ему ничего навязывать. Возможно, из него вырастет гуманитарий, и лучше ему дать какую-нибудь книгу по истории. Например, в виде интересных рассказов. Чтобы ребенок был способен осмыслить прочитанное, а не возненавидел это.

— Лучше, чтобы маленький ребенок читал вслух или про себя?

— Вслух. Если приставить датчики к 10-летнему ребенку, который читает молча, мы увидим: его речевой аппарат весь находится в микродвижениях. У взрослых навык чтения автоматизируется. А ребенок не просто читает про себя, а все-таки проговаривает слова. Чем дольше он будет читать вслух, тем лучше для его речевого развития. Но здесь встает проблема общения с родителями. Когда ребенок начнет читать вслух? Когда вы его слушаете. А маме с папой вечно некогда. Мы говорим: “Ну, ты мне почитай”, — и начинаем заниматься хозяйственными делами, греметь посудой. Ему это очень обидно.

— Каких авторов можно предложить для детского чтения?

— Не вижу сегодня ни одного писателя, который реально смог бы достичь уровня Чуковского или Агнии Барто.

— Некоторые родители переживают, что их дети любят читать ужастики.

— Ужастики ужастикам рознь. Помните, в пионерском лагере обязательно рассказывали друг другу страшные истории: о гробе на колесиках, о белой руке, кровавой ноге? Вспомните русские народные сказки: кровь льется, головы летят... Почему дети увлекаются этими историями? Потому что дети, как и взрослые, смотрящие фильмы ужасов, хотят пугаться. Но только не по-настоящему, а метафорически. То есть чтобы угроза была вымышленная. Ужастики должны сохранять невинность сказки, невинность детского рассказа: немного страха, но кончается все хорошо или таинственно.

Кстати, дети особенно начинают увлекаться ужастиками, когда идут в школу. На них наваливается огромное количество отрицательных эмоций: мамы с папой рядом нет, защитить некому, ребенок испуган. В этой ситуации есть потребность смягчить реальный страх с помощью придуманного. В таком увлечении ужастиками нет ничего страшного. Более жестоким ребенок не станет. И от фильмов ужасов ребенок жестоким не станет. А вот от тупых, неэмоциональных боевиков и страшных боевых игр на компьютере он меняется в худшую сторону.

— Как быть, если ребенок не любит читать?

— Самостоятельное чтение — это труд. Кроме того, оно требует хорошо развитого воображения. Ребенок одновременно с чтением должен четко себе представлять, о чем идет речь. У него в голове как будто фильм должен прокручиваться. А что происходит сегодня? Малыши уже с 4 лет играют в простейшие игры на компьютере или сидят перед телевизором. Эти виды увеселений сразу предлагают детям простейшие образы. В итоге собственное воображение не развивается. И в дальнейшем дети стремятся проводить свой досуг в готовых образах, а не представлять что-либо самостоятельно. Как заинтересовать ребенка чтением? Предложите ему почитать книгу вслух, потом вместе обсудите прочитанное... Дети все еще не любят читать? Основной корень зла: телевизор, компьютер и недостаток общения.




    Партнеры