Униженные и оскорбленные в Марселе

Достоевский прорубил окно в Европу

13 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 177

О том, что в российской провинции театральная жизнь бьет ключом, возможно, пока не подозревают в Москве. Но в Марселе в этом уже убедились. Три дня подряд здесь, на Х фестивале русского искусства, свой музыкальный талант демонстрировали актеры из Перми. Пермяки решили удивить Францию — родину неповторимого мюзикла “Нотр-Дам” — трагедией из жизни русского народа, изложенной Достоевским на страницах его романа “Униженные и оскорбленные”.


Мюзикл в русской глубинке, причем созданный силами актеров, до этого прежде со сцены не певшими, — это смело. Еще смелее — вывезти его на ответственный зарубежный показ. И подобная “проба пера” лишь убедила главных виновников события — режиссера Владимира Пази , композитора Александра Журбина и нового худрука Пермского театра драмы Бориса Мильграма — в одном: мюзикл “Владимирская площадь” к показу в Москве готов. По крайней мере три дня оваций битком забитого публикой театра “Турски” это доказали.

Что же увидели французы? Они увидели хорошо сделанную... оперу для драмтеатра. На этом настаивает Борис Мильграм:

— Это все же не мюзикл в чистом виде, как, к примеру, “Норд-Ост”, тоже основанный на отечественной литературе. Здесь это слово употребляется лишь в качестве бренда.

Перед спектаклем директор фестиваля, известный французский актер и режиссер Ришар Мартен, дал интервью “МК”.

— Какую роль в вашей жизни играет Россия?

— Когда я впервые приехал в Марсель из Парижа, то первой моей ролью был Поприщин из “Записок сумасшедшего”. Отец моей первой жены Татьяны — русский по фамилии Псурцев, и он помог мне разобраться в этой роли. В Каире на фестивале я посмотрел русский спектакль “Месяц в деревне” Сергея Арцыбашева и после этого приехал в Москву. Увидев другие спектакли его театра, решил вместе с президентом русско-французского альянса Жоржем Андгуладзе делать фестиваль русского искусства. В этом нам очень помог мсье Щербаков, он тогда работал в Министерстве культуры.

— По какому принципу вы отбираете русские спектакли для фестиваля?

— Они должны хватать за сердце (на этих словах Ришар темпераментно прикладывает руки к груди, как бы разрывая ее). Все, что мне рекомендуют, я смотрю сам. Вот и на этот раз в Москве я встретил на улице очень красивую женщину. Она рылась в помойке — это было ужасно. А потом, когда посмотрел “Собаки” у Розовского, то понял, что Марк-режиссер ходит по жизни не с закрытыми глазами, как многие художники у нас.

Финальным спектаклем марсельского фестиваля стала “Владимирская площадь”, перенесенная режиссером Владиславом Пази из питерского театра Ленсовета на сцену Пермского театра драмы. На зарубежные гастроли артисты (а это более 40 человек плюс еще человек 60 санкт-петербургского оркестра “Классика”) ехали впервые и очень волновались. Пермская труппа оказалась на редкость спетой. Но настоящее открытие спектакля — потрясающая Нелли в исполнении Ирины Максимкиной, поющая тоненьким голоском: “Разбилась жизнь — тарелочка и пальчики в крови, прощай навеки девочка, хотевшая любви”.

— Сколько ей лет? — только и спрашивали французы, глядя на маленькую, хрупкую артистку. — Двенадцать? пятнадцать?

Можно себе представить, как были шокированы зрители, узнав, что эта хрупкая “девочка” — мать двоих детей. Да еще и героиня-декабристка. Ирина, играющая в Театре им. Моссовета в Москве, отправилась вслед за своим мужем Борисом Мильграмом — возрождать театральную жизнь в провинции.

Вообще Мильграм, кажется, сделал невероятное. Он вдохнул новую жизнь, новую энергию в спавший долгие годы летаргическим сном провинциальный театр. Пермь пока единственный в нашей стране регион, где местные власти одним из основных пунктов развития поставили возрождение культуры. В этом убедились и мы, познакомившись с вице-губернатором Пермской области Олегом Ощепковым, который рассказывал нам о программе возрождения провинции. Придуманы даже слоганы: “Пермь — территория успеха” и “Не уезжай!”. Ну уж артисты драмтеатра, поддержанные на марсельском фестивале своими чиновниками, теперь в Перми точно останутся.

В начале октября мюзикл “Владимирская площадь”, уже отшлифованный и подготовленный для взыскательной московской публики, будет показан на юбилейном фестивале Александра Журбина. Скорее всего, на сцене Малого театра. Затем состоятся московские показы и на других сценах. Владислав Пази собирается усилить состав мюзикла некоторыми актерами из театра Ленсовета.




    Партнеры