Без денег по миру

На отдыхе главное — не остаться без средств

18 апреля 2005 в 00:00, просмотров: 400

“Еще немного, еще чуть-чуть”. С каждым днем все больше и больше россиян приходят на работу с таким настроением. Ведь впереди — сезон массовых отпусков. Граждане рванут оттягиваться и отрываться, восстанавливать свое здоровье, подорванное работой. А что за отдых без денег?


Кто-то возьмет с собой наличные. Наиболее недоверчивые не будут расставаться со своими накоплениями ни на минуту: ни на пляже, ни в музее или в театре. Они будут постоянно проверять и перепроверять, считая купюры на ощупь: здесь ли, в целости и сохранности или уже пора бежать давать родственникам телеграмму с просьбой о переводе. На море такие “кенгуру” обычно не то что не заплывают за буйки, но и просто не заходят в воду, опасаясь, как бы морская соль не разъела тщательно загерметизированный “схрон-сейф” в трусах или плавках.

Другие, считая себя более предусмотрительными, рассуют имеющуюся наличность по разным местам гостиничного номера: от вентиляционных труб до плинтуса. И каждый вечер, возвращаясь в номер гостиницы, будут проверять свои временные тайнички — не осталась ли семья без денег. Но всех любителей наличности отличает одна черта: где бы ни были, они не могут расслабиться и нормально отдохнуть. Еще хуже, когда эти отдыхающие берут с собой лишь часть финансов, оставляя в покинутых на время квартирах свои “основные” финансовые средства, разбросанные по разным заначкам. На них просто больно смотреть.

Возвращаются домой такие отдыхающие зачастую очень измученными. И первые несколько недель на работе тратят обычно на то, чтобы как следует отдохнуть и все-таки восстановиться после отпуска. Остается непонятным, зачем подвергать свой организм таким мучениям, когда человечество уже придумало, как можно достаточно просто решить проблему сохранения денежных средств.

От долговых расписок к космотехнологиям

Обычно мы не можем вывести точную хронологию того или иного события, когда оно теряется где-то в глубине веков. А в истории современной цивилизации, когда каждый свершившийся факт фиксируется, белых пятен вроде бы не должно оставаться. Например, доподлинно известно, что жевательная резинка появилась в 1869 году. Или с минимальными затратами труда и времени можно узнать точную дату первого полета братьев Райт.

Однако история кредитных карт, несмотря на то, что им явно еще не исполнилось и ста лет, не имеет обозначенной точки отсчета. По одной из версий, в 1946 году. Тогдашняя кредитка представляла собой всего лишь расписки, которые клиенты оставляли в местных магазинах, покупая какую-нибудь мелочь. Магазин же самостоятельно списывал обозначенные в расписках суммы с банковских счетов покупателей. Другие утверждают, что история кредитки началась лишь в 1949 году. Когда три друга, создали DinnersClub. Суть этой системы заключалась в том, что между клиентами — обычными людьми и компаниями-продавцами — появился посредник, третье лицо, которое брало на себя осуществление всех расчетов и временно предоставляло им свои финансовые ресурсы.

Сегодняшние карточки, которым в начале своего существования отводилась незначительная роль заменителей денег, становятся все более универсальным инструментом. Технология изготовления карточек тоже развивалась. Сначала они были картонными или металлическими. После стали делать пластиковые. Новый материал оказался не просто дешев, удобен и практичен, но и не имеет равных себе по дальнейшему технологическому совершенствованию. По мере развития научной мысли и промышленных технологий на пластиковой карточке появилась магнитная полоса, на которой и хранится основная информация о клиенте. Последним этапом технологической эволюции карточек стало появление на них микросхемы-чипа. Помимо того что на такой карте (ее еще называют smart card — “умные” карточки) хранится гораздо больше информации, чем на пластике с магнитной полосой, ее можно использовать и для исполнения ряда других функций. Она может быть не только кошельком, кредиткой, но и водительскими правами, и просто документом, удостоверяющим личность. Именно за ними — будущее.



Руки тянутся, а глаза разбегаются

Большая часть россиян получает пластиковые прямоугольники прямо на работе. Но это не настоящие кредитные карты, а зарплатные. Однако с каждым годом растет и число наших сограждан, обзаводящихся самыми что ни на есть кредитными картами.

Конечно, состоятельные люди — в первую очередь бизнесмены — обладают, как правило, настоящим “джентльменским набором”. В их бумажнике есть и VISA, и Eurocard/Mastercard, и еще что-нибудь для комплекта. Да еще и не простые, а все больше золотые и платиновые. Такие карты, помимо того что сулят дополнительные удобства сервиса по всему миру и лишние скидки на покупки, еще и являются хорошими рекомендациями для своего владельца.

Нам же надо сначала определиться, для чего именно мы будем использовать свой пластик. Если решили облегчить бытовые условия зарубежного отдыха, то из всех международных платежных систем предпочтительнее выбрать ту, которая наиболее распространена в этой стране. А то оформите, к примеру, “Визу”, а ее вдруг на островах Папуа и Новой Гвинеи в глаза не видели. Если же вы редко выезжаете даже за пределы своего города, на международные карты можно и не замахиваться. Вполне хватит карточки, которая действует в пределах нашей страны. Это, кстати, и выйдет дешевле.

Далее — в банк. До недавних пор одним из наиболее актуальных вопросов был выбор кредитного учреждения. Действительно, платежная система лишь проводит расчеты, но ведь деньги на покрытие совершенных расходов поступают с банковских счетов.

Сейчас повторение такой ситуации вряд ли возможно. Особенно после того, как банки прошли отбор в систему страхования вкладов. Но обслуживание пластиковой карты остается по-прежнему высокотехнологичной работой, и потому будет нелишним обратить свое внимание на некоторые аспекты.



Третий не лишний

Впрочем, наличными и банковскими пластиковыми карточками выбор путешественника отнюдь не ограничивается. Во всем мире уже более ста лет выпускаются так называемые дорожные чеки. Причем если на заре своей юности они предназначались исключительно для путешествующих, то сейчас стали обычным (и весьма хорошо защищенным) средством для сбережений.

По сути дорожный чек — это обязательство компании выплатить указанную на нем сумму его владельцу. Покупая чек, мы оставляем на нем образец своей подписи, а предъявляя для обналичивания — должны расписаться на нем же вторично, но уже в специальной графе. Сравнив обе подписи и убедившись в их идентичности, компания выдаст взамен “живые” деньги. Наибольшее количество чеков выпускается с номиналами в американских долларах и евро. Но можно приобрести чеки и в швейцарских франках, канадских и австралийских долларах, японских иенах, английских фунтах, рандах ЮАР и даже риалах Саудовской Аравии. Такой чек можно превратить в наличные в любом офисе выпустившей его компании. Им можно расплачиваться в отелях, магазинах и других местах, где предусмотрена такая услуга.

Впрочем, технология обналичивания чека не так проста. Помимо подписи вам придется предъявить свой паспорт, а еще — справку о покупке этого чека. Все эти предосторожности предусмотрены лишь для того, чтобы никакой злоумышленник не смог воспользоваться вашими деньгами. Внешне чек выглядит почти так же, как обычная банкнота. И обладает почти теми же степенями защиты. А при попытке подчистить или стереть подпись владельца он становится непригодным для использования.

Кроме того, владелец чека застрахован от его потери или кражи. Если у вас украли деньги, то они пропали. Если украли чек, вы сможете достаточно легко его восстановить. К тому же вы можете предъявить чек к оплате и через месяц, и через год, и даже через несколько лет — ведь срок его действия не ограничен.

Одним словом, собираясь на отдых, мы можем выбрать любой из трех способов хранения наших денег. А можем использовать и все три. Главное, в конце концов, не забыть хорошо отдохнуть.



Не расслабляйся — и получай удовольствие

От случайностей никто не застрахован. Во-первых, вам может попасться совершенно сумасшедший банкомат. У одного из коллег, к примеру, аппарат списал всю сумму и заблокировал карточку. При этом денег так и не выдал. (Впрочем, справедливости ради надо сказать, что мы сами зачастую вытворяем невероятные вещи.) Другой коллега, зачитавшись газетой, умудрился сунуть свою карточку в щель, откуда нормальные люди привыкли получать распечатки. Разумеется, о деньгах ему пришлось на время забыть... Есть и другие сложности. Например, кража или взлом PIN-кода. Или в магазине могут списать лишнее с вашего счета.

Рецепт тут один: стараться по возможности сохранить все бумажки, которые вы получаете после каждой операции по карте. Пригодится, когда будете доказывать свою правоту.

Но, если все вышеперечисленное относилось хоть в какой-то степени к форс-мажору, есть другие “неприятности”. К примеру, приготовьтесь к тому, что при конвертации одной валюты в другую вы неминуемо будете терять какие-то суммы. И это помимо обычных комиссионных. Так что не стоит удивляться, если при покупке, допустим, парфюма на 1000 долларов вы обнаружите, что на вашем счету почему-то осталось на 30 баксов меньше, чем должно быть. Потери от конвертации в среднем составляют от 1% до 3% от израсходованной суммы. Как утверждают эксперты, это зависит не только от вашего банка, но и от комиссии самих платежных систем. А они эту тайну предпочитают не раскрывать.

Что касается банков, то они могут перекладывать на счет клиента и свой процент, который должны отдавать платежным системам из собственных средств. Обычно такие операции маскируются именно через курс конвертации. Впрочем, вы можете запросить у банка, по какому курсу он списывал ваши деньги. И если что-то вас не устроит — отдать предпочтение конкуренту.



Больше плюсов, чем минусов

В отличие от банковской карточки, наличные с которой снимаются в банкомате круглосуточно, провести какие-то операции с чеком можно лишь по рабочим дням и в рабочее время. Так что, к примеру, в субботу в Израиле вы можете, имея в кармане пачку дорожных чеков, все же остаться голодным.

К тому же суммы предоставленных вам услуг или товаров должны примерно совпадать с номиналом чека. Ни в одной гостинице или мотеле вам не дадут 900 долларов сдачи с тысячедолларовой купюры.

Последним неудобством дорожных чеков можно считать то обстоятельство, что они пока не столь распространены, как наличные или пластиковые карты. В США, например, дорожные чеки давно стали полноправным заменителем валюты, а вот турецкие продавцы за “кэш” готовы даже исполнить восточный танец. К числу самых распространенных в мире дорожных чеков можно отнести American Express, Visa, Thomas Cook.



Азбука для новичка — на что обратить внимание

1. Давно ли банк вступил в платежную систему, карту которой вы хотели бы купить.

2. Какое количество карт выпущено банком и как давно он начал работать с карточками. Каждый винтик в этой системе (от опытности персонала до финансовых затрат) должен быть прилажен к общему механизму.

3. Какое количество банкоматов имеет банк, в каких городах (особенно важно, если вы часто ездите в командировки), как они расположены в вашем городе. Если банкоматов немного, то вы или потеряете время для того, чтобы при нужде получить наличные, добираясь с одного края города на другой, либо переплатите комиссионные, обналичивая свои средства в аппарате другого банка.

4. Обязательно надо сравнить условия этого банка с альтернативными предложениями: какой срок действия карты, какие комиссионные при той или иной операции, сколько будет стоить годовое обслуживание, какие особенности конвертации в другие валюты в других странах. Какова сумма страхового депозита, в конце концов.

5. Не забудьте и о приятном: ваш выбор может определить список преимуществ, предоставляемых тем или иным банком. Например, в каких именно торговых или сервисных центрах, поликлиниках или аптеках, на каких автозаправках, в каких туристических фирмах, ресторанах и клубах вашу карту не просто примут к оплате, но и предоставят по ней скидку. У каждого банка есть такой список. Зачем тратить лишнее, когда есть возможность сэкономить?


СПРАВКА "МК"

Сейчас практически все страны мира охвачены несколькими платежными системами. Подавляющую часть рынка международных кредитных карт (около 90%) обслуживают VISA и Eurocard/Mastercard. Третьей по количеству клиентов является AmericanExpress. А оставшуюся часть рынка делят Cirrus Maestro, Diners Club, JCB (Japan Credit Bureau) и т.д. Причем японская JCB вышла на международный рынок только в 1981 году.







Партнеры