Юрий Cемин: трусов не прощаю

Рулевой сборной России по футболу — о своей новой жизни

Вчера Исполком Российского футбольного союза утвердил Юрия Семина на посту главного тренера национальной сборной России. А накануне Юрий Павлович гостил у нас в “МК”, где в течение полутора часов отвечал на каверзные вопросы не только наших журналистов, но и читателей нашей газеты.


Телефон во время прямой линии с главным тренером сборной России Юрием Семиным не умолкал ни на секунду, а самое интересное — едва ли не половиной звонивших оказались... представительницы прекрасного пола.

“КРИТЕРИЙ ОТБОРА ОДИН: КАЧЕСТВО ИГРЫ”

— Здравствуйте, Юрий Павлович. Это — болельщица “Локомотива” Эльвира. Как вы оцениваете шансы Динияра Билялетдинова и Лебеденко попасть в первую сборную?

— Мне хотелось бы, чтобы они попали в национальную сборную. Тем более что это наша новая, молодая плеяда. Будем очень внимательно к ним относиться. И у них есть хорошие шансы.

— А по каким критериям вы будете брать футболистов в сборную?

— Основной критерий — качество игры в своем клубе.


— Здравствуйте, меня зовут Андрей. Намерены ли вы привлекать в сборную Андрея Тихонова, который играет просто отлично, и готовы ли вы взять из команды “Москва” Эктора Бракамонте?

— Андрей Тихонов, конечно, в последних матчах очень здорово сыграл. Но сейчас конкретно я по этому поводу ничего не могу вам ответить. Что касается Бракамонте... Во-первых, он не является гражданином России. Во-вторых, на мой взгляд, он не сильнее россиян.

— Вы с тяжелым сердцем оставляли “Локомотив”? Ваше отсутствие сразу сказалось на игре команды.

— Я думаю, что у руля “Локомотива” остались опытные люди, которые в состоянии ровно пройти чемпионат.



“ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ТРЕНЕРЕ, НО И В БОЛЕЛЬЩИКАХ”

— Насчет состава сборной. Он будет кардинально меняться?

— Нет. Конечно, какие-то изменения произойдут, но глобальных перемен не будет.

— А Босс? Ушел из сборной?

— Почему же?! Он нужен футболу. Он всем людям нужен. На отдельном этапе каждый футболист иной раз говорит, что он уходит, но возвращается.


— Меня зовут Татьяна, я из города Щелкова. У нас так часто меняют тренеров. Может, дело не в тренерах, а в самих игроках?

— Я бы ответил так: дело не только в одном тренере, но и в игроках, и в окружении, и в болельщиках.

— Вот, может быть, нет сыгранности?

— Здесь есть лимит времени. Существует регламент, и мы не можем собирать игроков на более долгий срок.

— А почему ребята не поют гимн?

— Заставлять, наверное, не нужно. Если у кого есть такое желание — пожалуйста.


— Меня зовут Ася, я из Волгограда. А с вратарским вопросом уже определились?

— На сегодня вратари — это Овчинников, Акинфеев и Малофеев.

— Действительно ли сейчас в команде собраны лучшие игроки?

— Они еще не собраны. У нас игра 4 июня, и мы встретимся только 30-го числа.



“ЖЕЛАЮ ЭШТРЕКОВУ ВСЕХ БЛАГ”

— Здравствуйте. Это Анатолий Шейда из Москвы вас беспокоит. Предыдущие тренеры сборной базовой командой считали клуб, который они раньше тренировали. Боялись, что другие игроки сдадут тренера...

— Я понял вопрос. Базовым клубом может быть команда, которая лучше выступает, игроки которой лучше играют. Но с другой стороны, ничего плохого в варианте базового клуба нет. Если ЦСКА играет — то и его игроков в сборной больше. И это касается всех клубов.


— Добрый день. Это звонит болельщица “Локомотива” Софья. У Владимира Эштрекова, на ваш взгляд, получится довести команду до чемпионства и удачно выступить в Лиге чемпионов?

— Желаю ему всех благ. А получится не получится — наверное, этого сам Бог не скажет.


— Добрый день, Майя из Москвы беспокоит. Страстная поклонница “Локомотива” и вас лично. Мне очень интересно узнать, какие чувства вы испытывали, наблюдая в субботу за игрой “Локомотива” с трибуны?

— Мне на лавочке намного легче, чем смотреть с трибуны.

— Нервов, наверное, много потратили. И выхода не было.

— В том-то и дело. Там ты имеешь возможность что-то изменить. Сидя же на трибуне, можешь только смотреть, и все чувства у тебя внутри. Сложно было. Я впервые за много лет наблюдал за игрой “Локомотива” со стороны.



“МЫ МЕДЛЕННО ИГРАЕМ”

— Добрый день. Юрий Павлович, я вас не узнал — богатым будете. Мне кажется, что вот место тренера сборной — проклятое место.

— Что сделаешь, кому-то нужно работать на этом месте.


— Здравствуйте, Юрий Павлович. Желаю здравия и процветания. Как считаете: бразильцы становились чемпионами только благодаря игрокам или тренерам?

— Я бы сказал, все вместе — здесь организация, федерация, окружение команды. Конечно, громаднейшую роль играет тренер и вне сомнения — игроки.


— Здравствуйте, Дмитрий из Москвы — болельщик “Локомотива”. В чем вы видите причины последних неудач нашей сборной? Что вы сможете сделать?

— На мой взгляд, мы медленно играем — это одна из первых причин. В тактическом плане мы должны поменяться. Наверное, изменим схему. Но, чтобы об этом говорить, нужно пройти май месяц, потому что игроки могут быть к концу травмированные, могут потерять спортивную форму. Перспективы? Нужно приложить силы, чтобы выбраться из этой ситуации. Есть первая игра 4-го, и ее нужно выиграть.


— Добрый день, из Первомайска вас беспокоят. Вам поставили такие условия — контракт до 30 декабря. Я слушал выступление президента и думал: что-то он не то говорит. Мужика уговорили — и вот на тебе, до 30 декабря. Ведь контракт продлевать надо на три года, чтобы у вас было время на раскачку, что-то сделать. Всего хорошего вам. Чтобы все ваши мечты, желания сбылись.

— Спасибо.


— Здравствуйте, Юрий Павлович. Юрий Козленко на проводе. Примите мои искренние поздравления по поводу назначения. Есть просьба: у меня давно подготовлен материал по тренажеру для футболистов. Просьба рассмотреть его.

— Принесите в федерацию, в нашу тренерскую комнату.

— Через Мутко можно?

— Ну зачем его беспокоить? Передайте на охране для меня, мне передадут, и мы посмотрим, что там.


— Добрый день. Юрий Павлович, вы ведь орловский товарищ?

— Да.

— Часто приходится в Орле бывать?

— В Орле бываю часто, у меня там мама.

— Я тоже из Орла. У нас в Москве есть своя компания, и нам очень приятно, что вас избрали старшим тренером. Хотим пожелать вам удачи и искреннего успеха. Самые лучшие пожелания.

— Приходите на матчи сборной.

— Обязательно. Мы ваши самые преданные болельщики.



“МЫ ЕЩЕ НЕ ПРОИГРЫВАЛИ, НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ”

— Здравствуйте, это болельщик “Локомотива”. На матч с Латвией много игроков “Локо” привлечете?

— Ну, я думаю, что если они будут все живы-здоровы, то достаточно много. И если они будут показывать хорошие результаты и форму — конечно, мы будем привлекать много.


— Юрий Павлович, это мама заядлого болельщика. Мы сейчас болеем и очень сильно переживаем, наш “Локомотив” как бы проигрывает.

— Мы еще не проигрывали, чего вы переживаете.

— Мы за будущее переживаем. Человеку 13 лет. Скажите, уже поздно заниматься?

— В 13 — сложновато будет, потому что ребята с 8 лет занимаются. Вы найдите что-то попроще, пусть он попробует какой-нибудь спортклуб футбольный. А потом, если пойдет у него все неплохо, то нужно будет приехать на показательный просмотр в “Локомотив”. Там не откажут, посмотрят.


— Добрый день, Юрий Павлович. Вы хотите, чтобы сборная играла с одним или с двумя нападающими?

— Я думаю, что это зависит от определенных ситуаций и от соперника. Конечно, хотелось, чтобы было больше атакующих. Но, на мой взгляд, количество нападающих еще не дает результата и результативности.

— А с Португалией сколько будет?

— До Португалии еще очень долго, давайте еще немножко поживем.

— А новые игроки появятся?

— Новые игроки? Мы сейчас делаем большой анализ игроков, просматриваем их. Буквально на днях представим список в федерацию футбола. Там игроки, на которых в ближайшее время мы рассчитываем.


— Добрый день. Огромное спасибо хочу сказать за “Локомотив” — это моя любимая команда.

— А вы мои самые любимые болельщики.

— Насчет сборной: будут товарищеские матчи какие-то дополнительные?

— До первой игры с Латвией не будет, потому что нет интервалов, нет окон для товарищеских матчей. А после игры с Латвией будет спарринг со сборной Германии — 8-го числа.

— Желаю вам удачи и побед.


— Добрый день, Маша из Ростова. Хотелось бы вам пожелать удачи, везения. Мы болеем за нашу сборную, за вас как за тренера — вы замечательный человек.

— Маша, спасибо. С вашей помощью мы должны выигрывать.



“ЦЕНУ СЕБЕ ЗНАЮ”

По окончании прямой линии Семин ответил на вопросы журналистов “МК”.

— Формулировка “откомандированный из клуба тренер” не коробит? Вроде как временщик получаетесь...

— Абсолютно нет. Пускай как хотят называют... Я неуверенностью не страдаю и цену себе знаю.

— Но само слово “командировка” подразумевает ваше возвращение в “Локо”...

— Почему нет? У меня, как у любого другого человека, должны быть варианты...

— По сравнению с “Локомотивом” дел прибавилось, убавилось?

— Скажем так: немного другая жизнь началась. В клубе я больше тренировочной работой занимался, сейчас — пресс-конференции, интервью... И главное — везде появляться надо! (Улыбается.) Потом, если в “Локомотиве” все по накатанной шло (я знал, что мне делать до тренировки, что после), то сейчас такого, разумеется, нет... Но ничего, штаб сборной сформирован — теперь полегче будет. Обязанности распределим и начнем работать.

— Говорят, родные были против вашего прихода в сборную?

— Мама — да. Она у меня очень “Локомотив” любит... Говорила: “Зачем что-то менять, когда все так замечательно идет?” Я и сам до последнего момента рассчитывал, что мне разрешат совмещать посты. Хотел этого и надеялся, но...

— Кстати, по штабу сборной... Чем руководствовались, приглашая Олега Долматова на роль помощника? Раньше ведь вместе не работали...

— Ну и что из того? Я работаю с профессионалами высокого уровня, способными высказать свое мнение, где-то даже подсказать... Долматов — как раз из таких. Мастер оборонительных построений, человек интересно мыслящий... Чтобы это понять, мне не нужно было с ним ходить в ресторан или в баню!

Еще один немаловажный факт — он совместитель, а значит, имеет возможность изнутри следить за ходом чемпионата. Если я уже нахожусь за кадром, то он во всей этой кухне варится...

— Всем известно, что вы не пропускаете ни одного громкого футбольного события, лично стараясь присутствовать на матчах. Куда в ближайшее время собираетесь?

— В Санкт-Петербург, на “Зенит”—“Локомотив”. В Европе — финал Кубка УЕФА, Лиги чемпионов... Семака нужно посмотреть! Человек выходит в основном составе “ПСЖ”, забивает — значит, это нам звоночек. Пора в дорогу... Пименов вот за “Метц” начал играть — тоже будем смотреть. Понимаете, все, что в мировом футболе происходит, я должен отслеживать. Анализировать, разбирать...

— “Локомотив”—“Амкар”, “Зенит”—“Локомотив”... Посещая матчи первенства России, вы все-таки родному клубу предпочтение отдаете...

— Это вполне объяснимо: тяжеловато мне вот так сразу от команды отойти. Ну, а вообще у нас с походами на матчи строго: Борис Петрович Игнатьев на каждый тур составляет график, кто куда идет...

— Игры первого, второго дивизионов будете отсматривать?

— Конечно. Оттуда ведь Юра Жирков вышел, Сычев, Смертин... Бриллиантики нашего футбола.

“В РАЗДЕВАЛКУ ПОСТОРОННИХ НЕ ПУЩУ”

— “Локомотив” после вашего ухода возглавил Эштреков. Тяжело придется Владимиру Хазраиловичу?

— Легко ничего не дается. Разве мне в свое время просто было? При этом я считаю, что получить стабильную команду — это куда лучше, чем возглавить клуб, бьющийся за выход в высшую лигу. Это, можно сказать, счастье.

— Консультировать Эштрекова не планируете?

— Нет. Спросит — отвечу, но консультировать... Не люблю я это дело. Пусть люди самостоятельно работают.

— Болельщики ЦСКА волнуются: братьев Березуцких в сборную пригласите?

— А почему я не должен их приглашать? За ЦСКА-то ребята прилично играют...

— Оцените перспективы в сборной Дмитрия Булыкина, вашего воспитанника...

— Я смотрел “Динамо”—“Москва” и могу сказать прямо: с тем объемом работы, что Дима сейчас выполняет, на вызов в сборную ему рассчитывать не приходится. Хоть я его и люблю, но сегодня это так. Что будет завтра — посмотрим...

— Между тем в последние месяцы все громче звучат разговоры о том, что футболисты сами не хотят ехать в сборную...

— Я с данным утверждением не согласен. Во всяком случае, у игроков “Локомотива” никогда не было проблем с вызовом в сборную. С другой стороны, чтобы эти вопросы не возникали, игроки должны чувствовать себя в сборной как дома. В национальной команде изначально должна быть благоприятная психологическая обстановка — семейная атмосфера доброжелательности, участия... И еще. Игроков нужно поддерживать, а не оскорблять после поражений! В клубах ведь болельщики после неудач футболистов не клюют, верно? А в сборной почему-то все наоборот... Отсюда может быть и отношение к команде соответствующее. За приезд в сборную футболист получает небольшие (по сравнению с клубной зарплатой) деньги, после неудач его грязью обливают... Он начинает размышлять: “А зачем мне все это нужно? За что я страдаю?” Мы должны создать такую атмосферу в команде, чтобы игрокам подобные вопросы в голову не лезли.

— Президент РФС Виталий Мутко заявил о скором пересмотре размера премиальных в сторону повышения...

— Мы с ним говорили на эту тему и, смею надеяться, нашли общий язык. Лучшие футболисты страны за свой труд должны получать соответствующие деньги.

— Матч с латышами 4 июня — момент истины для сборной Семина?

— Суперважная игра, скажем так. Нам ничего не остается, как брать три очка.



“НИЧЕГО НЕ ИМЕЮ ПРОТИВ ПИТЕРА”

— Вам бы, наверное, легче было не в Санкт-Петербурге дебютировать, а на родном “Локомотиве”?

— То, что мы будем играть на “Петровском”, было решено еще до моего прихода в сборную. Я лично против Санкт-Петербурга ничего не имею. Хорошая обстановка на трибунах, футбольная атмосфера... Есть определенные волнения по качеству поля, но я знаю, что сам Мутко занимается этим вопросом.

Вообще же поля — это наша головная боль. Президенты клубов должны понять, что если нет полей, то и футбола не будет. И искусственные газоны — не выход из положения. Я думаю, что они имеют право на жизнь только в северных регионах. В Сибири уж лучше на синтетике играть, чем на каком-нибудь танкодроме...

— Про Семина говорят — мол, все что угодно можете игрокам списать, кроме равнодушия и трусости...

— Так и есть. Зритель может простить футболисту неточный удар, но не убранные в борьбе ноги. Я за это, кстати, в “Локомотиве” частенько футболистов с тренировки выгонял...

— Семин — тренер сборной России 92-го года и сейчас — два разных человека?

— Да. Опытнее стал и уверенней.

— Все вас знают как эмоционального тренера. Мешали когда-нибудь эмоции?

— Если бы мешали, сборную бы мне вряд ли кто доверил. (Улыбается.) И потом — это ведь все естественно, не наигранно. Если не по делу на кого-нибудь накричу — после игры всегда подойду, извинюсь. Рабочие моменты...

— Ваши слова: “Раздевалка — закрытая зона”. Что, и Мутко не будете в раздевалку пускать?

— Я думаю, мы с Виталием Леонтьевичем этот вопрос как-нибудь решим. В принципе же, я против того, чтобы в перерыве или непосредственно перед матчем кто-либо заходил в раздевалку. Опыт показывает, что ни к чему хорошему это не ведет. Достаточно вспомнить, как на чемпионате мира-94 перед решающим матчем со шведами сборную посетил Черномырдин. Ребята сконцентрированы, они как натянутые струны — всеми мыслями уже на поле... А тут высокий гость! В конце концов, и общения нормального не получилось, и настрой у футболистов сбился... После этого случая я еще больше утвердился в том мнении, что раздевалка — закрытая территория команды. На ее дверях должна висеть табличка: “Посторонним вход воспрещен!”

— В последние годы не совсем гладкими были отношения сборной с прессой...

— Заставить игрока общаться с тем или иным журналистом я не могу, но и запрещать, вводить какие-то моратории не собираюсь. Что касается лично меня, то я считаю, что тренер при любых обстоятельствах должен выходить и объяснять людям, почему это хорошо, а это плохо... Так будет и впредь.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру