Реформа на три буквы

Государство и ЖКХ: до скорого прощанья!

14 мая 2005 в 00:00, просмотров: 195

Представьте себе, что у вас неожиданно возникла некая проблема по хозяйственной части. Ну, скажем, оторвалась пуговица. А самому пришивать вам неохота, некогда, да и вообще это не ваша специальность. Вы, например, дирижер симфонического оркестра и завтра утром уже должны быть в Париже с палочкой в руке и с пуговицей на нужном месте...


Можно, конечно, быстро найти какого-нибудь недирижера, но спеца по пуговицам, и он мигом восстановит оторванное статус-кво за 5 минут и 10 рублей. Но вы поступаете по-другому. Вы, придерживая, чтобы не сильно расходилось на ходу, идете в сберкассу и перечисляете ваши 10 рублей на счет специально созданного для этого Государственного предприятия, Умеющего Пришивать (сокращенно — ГУП). Сидящие там, как и положено, начальник, два зама, главбух и сторож сразу проедают 5 из 10 ваших кровных и объявляют конкурс на самого лучшего Малозатратного Пришивальщика, сокращенно — МП. К этому времени как раз выясняется, что за пятерку вам пуговицу уже не пришьешь, и ГУП привычно поднимает вечно несытый клювик к своему родителю. Государство, имеющее определенные обязательства по обеспечению пуговицами личного состава вверенных ему налогоплательщиков, поневоле трясет бюджетом, и недостающая пятерка падает на чиновников сверху, как манна в пустыне. Заметим в скобках, что и эти 5 рублей тоже ваши, вы их честно надирижировали и отдали в виде налогов на бензин для “скорой помощи” или на новый глобус в школу.

Итак, ГУП объявил конкурс, и один из МП его выиграл. И если вы думаете, что победитель действительно самый лучший из всех умеющих пришивать пуговицы, то сильно ошибаетесь. Не исключено, что раньше он занимался разведением кроликов или монтажом радиотелескопов. Да это и неважно для ГУПа, а важно то, что выигравший согласен из 10 положенных по госрасценкам рублей взять всего 9 с тем, чтобы из них четыре с полтиной отдать, откатить, как говорят, налом тому же ГУПу, а на остальные умудриться хоть как-то выполнить запланированный объем работ. В результате вам пришивают не ту пуговицу, не теми нитками и не на то место. И в Париж вы уже опоздали…

Описанное выше на первый взгляд кажется надуманным и абсурдным, а между тем так или почти так работает, вернее — не работает вся система ЖКХ в стране. Впрочем, нет нужды подробно описывать нашим гражданам все “прелести” ненавязчивого коммунального сервиса: сантехники, приходящие после третьего напоминания в удобное исключительно для них время и попадающие пальцем в кнопку звонка с третьего раза, а отверткой в шлиц — с четвертого; симпатичные газончики, напоминающие в разгар лета Сахару в засушливый год, и так далее. Все это, несмотря на счастливые исключения, увы, достаточно типично и является прямым следствием абсолютной монополизации, нерыночности этого сектора. На сегодняшний день уровень менеджмента и финансовой прозрачности в системе ЖКХ катастрофически низок и так далее. И несмотря на некоторые видоизменения, по сути мы имеем дело с рудиментом соцхозяйства, сформировавшимся еще в те времена, когда “конкуренция” и “коммерция” были категориями уголовного права. ЖКХ, в его нынешнем виде, будучи “тяжелым наследием прошлого”, создает существенные проблемы и в нашем настоящем.

Более 200 миллиардов рублей бюджетных средств ежегодно тратится в стране на сферу коммунальных услуг. Цифры аналогичных московских расходов также впечатляют: только за прошлый год ЖКХ из городской казны получило 61 251 миллион рублей, или 16,5% бюджета. Причины все те же: управленческая неуклюжесть самой структуры, непрозрачность и взяткоемкость осуществляемых ДЕЗами конкурсных процедур, слабый контроль за качеством работ и использованием бюджетных средств и т.д. Поистине на сегодняшний день ЖКХ представляет из себя просто бездонный “черный ящик”: ни жители, исправно оплачивающие коммунальные услуги, ни щедро дотирующее коммунальщиков государство не знают толком, на что и сколько расходуется денег. Интегральные финансовые показатели отрасли при этом остаются просто “вещью в себе”: на 1 января прошлого года объем просроченной кредиторской задолженности в российской сфере ЖКХ составил 155 млрд. рублей, а дебиторской — 200,8 млрд. рублей.

Справедливости ради надо отметить, что в существующем положении отчасти “виновато” и само население. Существовавший десятилетиями стереотип восприятия государства как “большого заботливого папы” породил у значительной части людей иждивенческие привычки, в итоге тому же населению обходящиеся втридорога. В отличие от пришивания пуговиц коммунальные услуги корпоративны по определению, то есть требуют активного поведения в рыночной среде неких общественных структур, представляющих интересы всего дома. А на сегодняшний день этого, к сожалению, нет, и похоже, что и завтра еще не будет. Стереотипы сознания ломать еще тяжелее, чем изжившие себя госструктуры…

Правда, существуют в городе товарищества собственников жилья (ТСЖ), функционирующие уже в рыночном формате. С ними и связано появление частных управляющих компаний в противовес ДЕЗовской монополии. В прошлом году в Москве насчитывалось чуть более 1 тысячи ТСЖ, реально управляющих лишь 200—300 зданиями, в то время как остальные 80% ТСЖ предпочитают оставаться на балансе ДЕЗов. Таким образом, при общем количестве жилых строений в городе около 40 тысяч ТСЖ управляют приблизительно лишь 0,5% от общего жилого фонда. Как правило, в этих случаях речь идет об элитном коммерческом жилье, где ТСЖ создаются еще на стадии продажи квартир, а затем обслуживание осуществляется альтернативными эксплуатационными организациями. Видимо, у жителей этих домов появляется вполне нормальное желание лицезреть за свои деньги слесаря, попадающего пальцем в звонок если не с первого, то уж со второго раза гарантированно.

По нашему убеждению, решить многие проблемы ЖКХ при переводе сектора в рыночное русло может именно малый бизнес как в качестве управляющих компаний, так и при выполнении подрядов на конкретные виды работ. Причем такое партнерство, несомненно, будет выгодно обеим сторонам. Малый бизнес — это по определению предприятия с невысокими накладными расходами, гибкие, мобильные и в отличие от более громоздких структур легче приспосабливаемые для решения самых разнообразных задач. Не следует также забывать, что в своем абсолютном большинстве владельцы малых предприятий — люди очень деятельные, работоспособные и, прямо скажем, смелые. В наших условиях вложить свои, подчас последние деньги в бизнес, безо всяких гарантий, но с гарантированной головной болью, выживать, борясь с чиновниками, которых на твои же налоги и содержат, — на такой подвиг без кавычек способен не всякий. Не зря же наш президент утверждает, что каждый малый предприниматель заслуживает медали, не уточняя, правда, — не идет ли речь о посмертной награде?.. В любом случае — это наиболее активный и энергичный слой общества.

Кроме того, малое предпринимательство решает крайне важную социальную задачу — обеспечение занятости значительной части трудоспособного населения, значительно облегчая в этом плане жизнь соответствующим госструктурам и в определенной мере снимая известную напряженность в обществе. И, наконец, именно развитие малого бизнеса является предпосылкой для создания среднего класса — основы и гаранта стабильности любого государства. Хорошо понимая это, московские власти всегда считали и считают развитие малых предприятий и привлечение их к решению общегородских задач одним из приоритетных направлений.

К сожалению, сегодня участие малого бизнеса в коммунальной отрасли явно недостаточно. Причины этого прямо вытекают из “болячек” самого ЖКХ, речь о которых шла выше. В итоге рентабельность малых предприятий, выполняющих заказы коммунальщиков, не поднимается выше 23%. Это существенно меньше, чем в прибыльной части малого бизнеса в целом. Средний же уровень оборота из расчета на одно малое предприятие в сфере ЖКХ равен 150—200 тысячам долларов в год, а это уже вдвое ниже, чем в целом по малому бизнесу. Неудивительно поэтому, что многие малые предприятия скептически относятся к работе в коммунальной сфере. Более того, бизнесмены не без оснований считают, что в дезовских тендерах побеждает не тот, кто лучше, а тот, кто лучше и взаимовыгоднее “дружит” с соответствующими чиновниками. С другой стороны, ДЕЗы также не всегда предпочитают видеть в качестве исполнителей небольшие компании, имея негативный опыт некачественного и непрофессионального исполнения заказа фирмами-однодневками.

Конечно, радикальным выходом из ситуации с ЖКХ является его полный перевод в рыночный, саморегулирующийся формат и окончательный уход государства из этой сферы. И, разумеется, переход на 100%-ную оплату коммунальных услуг населением интенсифицирует этот процесс. Тем не менее уже сегодня можно и нужно сделать многое, что оздоровит обстановку в ЖКХ. Прежде всего это тщательный контроль за проведением конкурсов на госзаказы; думается, что здесь было бы полезно привлекать правоохранительные органы. Создание единой информационной базы по малым предприятиям, участвующим в коммунальных программах, позволит осуществлять постоянный мониторинг, четко отслеживать и не допускать к конкурсам недобросовестные фирмы. И такая работа уже ведется. Но предстоит еще сделать много усилий, прежде чем сломанный кран, остановившийся лифт или грязный подъезд перестанут быть “вечными” проблемами, а будут считаться просто досадными, но легкоустранимыми пустяками, чем-то вроде отлетевшей пуговицы.




    Партнеры