Остров двойного назначения

Министр иностранных дел Кипра: “Мы не планируем взимать деньги за визу до 1 января 2007 года”

Ежегодно на Кипр едут отдыхать тысячи россиян, многие обосновались на острове надолго, купив сравнительно недорогое (по европейским меркам) жилье. Те, кто хоть раз бывал на этом райском острове, знают, что на Кипре все просто — так говорят сами киприоты. Но это только на первый взгляд.


С 1974 года север острова оккупирован турецкими войсками, и туда продолжают прибывать турецкие мигранты. Между северной и южной частью, которая с недавнего времени вошла в ЕС, проложена буферная зона ООН.

Недавно прошла инаугурация нового президента непризнанной республики Северный Кипр Мехмета Али Талата, с которым многие связывают надежды на объединение, а на днях новый лидер “севера” и президент Республики Кипр обсуждали возобновление торговли.

“МК” встретился с министром иностранных дел Кипра Гиоргосом ИАКОВУ, который изложил свою точку зрения на самую важную проблему для всех жителей острова Афродиты – объединение Кипра.

— В последнее время Россия активно участвует в решении кипрской проблемы. Как именно мы помогаем?

— Мы сами предложили это России. Дело в том, что при подготовке предыдущего плана урегулирования Кофи Аннан работал лишь с США и Великобританией, а другие постоянные члены СБ ООН — Россия, Франция и Китай — остались за бортом. Когда же план был готов, этим трем странам даже не предоставили полный текст резолюции, а лишь “выжимку” на 15 страницах. Теперь же все члены Совета Безопасности будут участвовать в решении “кипрского вопроса” на равных. Ведь проблема Кипра — международная.

— С вновь избранным лидером северной территории многие связывают надежды на объединение Кипра…

— Нам говорят, что его выбрали этнические турки-киприоты, но так ли это? Согласно объективной информации, турок-киприотов, с которыми мы не одно столетие жили в мире и согласии, на оккупированной территории всего 75 тысяч. В течение многих лет оккупации из Турции на Северный Кипр приехали еще 115 тысяч человек, и они получили избирательные права. Получается, что нового лидера общины турок-киприотов выбрали не они сами, а переселенцы из Турции. И эти переселенцы оказались на Кипре не случайно: Анкара специально привозит на остров “электорат”, чтобы выбрать удобного лидера. Когда у предыдущего — Рауфа Денкташа — появился риск провалиться на выборах, из Турции были направлены тысячи переселенцев, чтобы голосовать за него. Кстати, сам Денкташ не турок-киприот, а турок.

— То есть на остров “импортируют” не только избирателей, но и президента?

— Хотя новый “президент” Талат и родился на Северном Кипре, он очень удобен Турции. Внешне он выступает с популярным сегодня лозунгом европейской интеграции. Но пока я не совсем понимаю, насколько он независим от Турции. Экс-лидер Северного Кипра был пожилым и уважаемым человеком, и он мог позволить себе управлять вверенной территорией по своему усмотрению. Новый же, мне кажется, будет лишь делать различные громкие заявления, но решения принимать за него будет Анкара.

— И что: турки до сих пор свободно переселяются на остров?

— До последнего времени было так. Недавно власти “севера” ввели некоторые формальности, регулирующие поток мигрантов. К примеру, гражданину Турции теперь нужно зарегистрироваться по прибытии, а еще через 3 месяца пройти повторную регистрацию. Тем не менее поток переселенцев не прекращается, потому что через 3 месяца почти всем дают временный вид на жительство.

— Если Турция так активно вмешивается в дела турецкой общины Кипра, почему вам не попросить помощи у Греции — члена ЕС и НАТО?

— Наши отношения с Грецией сложились так, что за последние 50 лет наша внешняя политика и греческая сильно отличались. Кипр вступил на дорогу независимого государства и постоянно движется в этом направлении, добившись статуса в международном сообществе. Непризнанная же республика Северный Кипр целиком и полностью зависит от Турции. На севере страны стоят турецкие войска — 35 тысяч солдат. Талат и его команда не более чем красивая картинка, которую Турция выдвинула на всеобщее обозрение. Без турецкой армии и денежных вливаний “республики” бы не существовало. На одно содержание аппарата госслужащих местной администрации Турция тратит 300 миллионов в год.

— А есть ли опасность полного захвата острова Турцией?

— Пока на севере стоят войска, такая опасность, конечно, есть. Но мы не расслабляемся и готовы в любой момент отразить атаку оккупантов. Наша армия, конечно, сильно уступает турецкой — наши молодые люди служат по призыву, и к тому же у нас мало военной техники. Задача нашей армии не вести полномасштабные боевые действия, а продержаться — пускай несколько дней, пускай даже несколько часов — пока интернациональные войска не придут нам на помощь. Сейчас, когда Турция метит в ЕС, она вряд ли решится на агрессию.

— Кто сейчас контролирует все, что происходит в оккупированной части? Правда ли, что там орудует исламская террористическая сеть?

— В оккупированной части Кипра процветают коррупция и преступность. Там идет масштабная деятельность по отмыванию денег. На “севере” работает 56 местных банков и 140 офшорных, в то время как у нас, в свободном греческом секторе Кипра, есть лишь 4 местных и 10 международных банков. Притом что наша экономика во много раз мощнее “северной”. На оккупированной территории работают десятки казино, которые интегрированы в систему отмывания денег, — вся эта информация зафиксирована госдепартаментом и Еврокомиссией. Также на “севере” идет полномасштабная торговля наркотиками. Север Кипра стал плацдармом для переправки нелегалов и фальшивых беженцев, а также для торговли людьми. Что касается терроризма, то турки-киприоты всегда были светским и свободным обществом. Исламские фундаменталисты даже не смотрели в их сторону, а до недавнего времени на “севере” почти не было мечетей. Время от времени мы получаем данные, что сейчас там ведется некая террористическая деятельность, но найти доказательства очень сложно.

— За последние годы многие состоятельные россияне приобрели недвижимость на севере Кипра, которая до оккупации принадлежала грекам-киприотам. Насколько оправданно такое вложение денег?

— Это большая проблема. И хотя мне неизвестно точное количество русских, купивших незаконно отобранные жилища, я знаю, что количество подобных сделок пошло на спад. Многие владельцы-греки, утратившие свои жилища во время турецкой оккупации, подали иски в суд. И теперь, когда Республика Кипр вступила в ЕС, судебное решение, принятое кипрским судом, является обязательным для выполнения во всех странах ЕC. С недавних пор мы обязали все рекламные агентства, размещающие объявления о продаже жилья на севере Кипра, писать на каждом рекламном блоке, что покупатель рискует потерять свои деньги, как только найдется законный владелец дома. И прежде чем купить какое-либо жилье в оккупированной части Кипра, покупателю советуют проконсультироваться у независимого нотариуса. К тому же все покупатели подобного жилья могут не только потерять деньги, но и быть осужденными по закону.

— Насколько снизилось количество российских туристов после введения визового режима?

— Поток гостей из России, к сожалению, за последний год снизился. Хотя мы сделали все возможное для того, чтобы сделать визовую процедуру максимально удобной. Кипрская виза бесплатна, однако, возможно, мы введем символическую оплату в 8 евро, что по сравнению с консульскими сборами в других посольствах — ничто. Однако мы не планируем вводить консульский сбор до 1 января 2007 года. Я дважды за последние полгода посылал в Москву своего заместителя, чтобы удостовериться, что работа консульства налажена. Сейчас 95% подающих документы на визу получают ее в течение 24 часов. Мы отказываем в визе лишь незначительному количеству человек.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру