Тест для Эйнштейна

Госэкзамены будут сдавать даже четвероклассники

23 мая 2005 в 00:00, просмотров: 442

Что нового ожидается в этом году на Единых госэкзаменах? Как они пройдут в Москве? Сколько вузов станет принимать ЕГЭ-свидетельства? На эти и другие вопросы корреспондента “МК” ответил в эксклюзивном интервью руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор БОЛОТОВ.

— В 2005 году Единый госэкзамен пройдет в 78 регионах России, в нем примет участие более 1 миллиона выпускников. Госы доберутся уже до отдаленных районов — Ханты-Мансийского округа, Хабаровского края. Каждый субъект Федерации сам определит их количество и обязательность. Скажем, в Москве экзаменов всего два — по русскому языку и истории, оба добровольные, а в Петербурге все 11-классники обязательно сдают русский в форме ЕГЭ.

— Некоторые родители до сих пор сомневаются, нужны ли госы? Столько лет ребята сдавали экзамены в “родной” школе “своим” учителям...

— ЕГЭ должен избавить 11-классников от двойной проверки знаний. Но совмещение выпускного и вступительного экзаменов — только одна из его целей. Не менее важна и другая — объективная оценка качества знаний. Не секрет, что “пятерка”, поставленная выпускникам в двух соседних школах, зачастую имеет разный “вес”. Госэкзамен же покажет реальную картину знаний выпускников по всей России, ведь критерий оценки одинаков и для Калининграда, и для Владивостока. В этом году, кстати, в 10 субъектах Федерации (Новгородской, Омской областях, Краснодарском крае и других) госы будут и у 9-классников. Пока, конечно, в качестве эксперимента. В принципе ЕГЭ после окончания девятого класса очень нужен, особенно, как я считаю, для Москвы, Петербурга и других крупных городов. Ведь в элитных гимназиях и лицеях прием в 10-й класс не всегда идет справедливо. Где-то главную роль играют деньги, где-то — личные связи или служебное положение родителей… Результаты госов могут стать объективным критерием для приема в старшую школу. В идеале же проверку знаний надо проводить уже в четвертом классе, когда ребенок заканчивает “началку”. Разумеется, тесты должны быть игровыми — на образность мышления, сообразительность, память. Никого из малышей, конечно, отчислять за плохой ответ не будут, но зато станет понятно, насколько хорошо подготовили ребенка в начальной школе. И учителям в 5-х классах гораздо легче будет строить занятия и подтягивать отстающих. Проводить “госы для малышей” нужно, конечно, по специальным методикам в самой школе. Единый госэкзамен, разделенный на три этапа (в конце 4-го, 9-го и 11-го классов), даст анализ знаний школьника за все время обучения.

— Но не скажутся ли результаты госов на самих учителях? Низкие баллы, полученные ребятами на экзамене, могут быть использованы против педагогов…

— Нельзя оценивать работу учителя только по результатам ЕГЭ. Если школа находится в неблагополучном районе, у учеников одни знания, в престижном месте — другие. Однако если гимназия считается элитной, а результаты низкие... ЕГЭ — это своего рода градусник, показывающий “температуру” образования. В последнее время этим показателем, между прочим, активно интересуются родители старшеклассников. В школах Ярославской области, где введено подушевое финансирование (деньги дают по количеству учеников), папы и мамы, прежде чем отдать ребенка в 10-й класс, спрашивают, какой ЕГЭ-балл получили выпускники данного учебного заведения. Педагогам приходится напрягаться, чтобы результат был как можно выше, иначе дети (и деньги) уйдут в другую школу…

— Что делать, если выпускник получит на ЕГЭ “двойку”? В прошлом году по математике, как известно, 20% ребят не смогли дотянуть до “троечки”. Им, по идее, не должны выдавать аттестаты…

— Пока действует старое правило — “плюс один балл”. Если ученик на ЕГЭ получит “два”, в аттестат поставят “три”. Мы не имеем права лишать ребенка права на продолжение учебы после школы. Но в будущем положение, скорее всего, изменится. Сейчас обсуждаются три варианта решения проблемы. Первый: ставить в аттестат оценки только по итогам года, а выпускные ЕГЭ (они же вступительные в вуз) сделать добровольными. Это избавит от лишней нервотрепки ребят, решивших идти сразу работать или выбравших ПТУ. Второй вариант: аттестаты выдавать вообще без оценок (как вузовские дипломы), но ЕГЭ сделать обязательным для всех, и уже по их результатам принимать в институт. Третий вариант для профильной школы: разный набор обязательных госов в зависимости от направленности обучения. Если ученик выберет гуманитарный профиль, он будет сдавать, к примеру, русский язык, историю, литературу, если естественно-научный — химию, физику, биологию, если технический — математику, физику, информатику.

— Некоторые российские университеты настаивают на праве проводить свой дополнительный экзамен. Результаты ЕГЭ, по мнению их ректоров, не позволяют отобрать нужного студента: можно, мол, пропустить будущего Ломоносова или Эйнштейна, надо видеть глаза абитуриента…

— Элитные вузы (например национальные университеты), скорее всего, получат право проводить дополнительное испытание. Однако это не будет перепроверкой знаний выпускника. Экзамен может быть в форме собеседования, цель которого — выявить интеллектуальные способности школьника, его кругозор. Помню, на вступительном экзамене по физике меня неожиданно спросили: “Почему в жаркий день листья деревьев гладкие, а в пасмурный — шероховатые?” Вопрос вроде бы по биологии, но я сообразил, что при жаре листья берегут влагу и закрывают свои поры (устьица), поэтому и выглядят гладкими, в пасмурный день они открыты, отсюда и шероховатость… Подобного рода вопросы вполне допустимы. Можно принимать у абитуриентов эссе на тему: “Почему я выбрал эту специальность?”. В любом случае собеседование не должно быть таким, чтобы к нему готовили на специальных курсах.

— Ректоры также говорят о необходимости брать студентов по итогам олимпиад…

— Тоже возможно. В будущем году, я думаю, право внеконкурсного зачисления получат победители и призеры региональных олимпиад (пока его имеют победители и призеры только международных и всероссийских). Главное — сделать эти состязания общедоступными, чтобы они не проводились для слушателей “своих” подготовительных курсов.

— Сохранятся ли льготы у школьных медалистов?

— В этом году — да, но в 2007-м их, скорее всего, отменят. У каждого вуза будет свой критерий “пятерки”. В престижных он, естественно, выше (97—99 баллов), в средненьких — ниже (93—95). Сохранятся и льготы для инвалидов, сирот, военнослужащих и т.д. Критерий “тройки” опять же будет разным, чтобы не получилось так, что все бюджетные места займут только льготники. А их, кстати, уже около 100 категорий…

— Все ли университеты и академии станут принимать ЕГЭ-свидетельства?

— Московские вузы отдали ЕГЭ половину своих специальностей, там в качестве вступительных засчитают госбаллы. На остальных отделениях экзамены пройдут в традиционной форме. Более подробно можно узнать в приемной комиссии института. Не участвуют в эксперименте главный университет страны и некоторые “силовые” учебные заведения. Творческие вузы, кстати, охотно принимают ЕГЭ-свидетельства — это избавляет их от головной боли при проведении общешкольных испытаний. В этом году большинство российских колледжей и техникумов будет набирать студентов только по результатам госов.

— В прошлом году была проблема с заданиями по геометрии на “математическом” ЕГЭ…

— Задания по тригонометрии потребовали включить в тесты технические вузы, для них это очень важно. Поэтому “геометрические” ответы в тестах учитываются только в свидетельствах, предоставляемых в качестве вступительных в институт. На отметку в школьном аттестате они никак не повлияют.


Анекдот от Виктора Болотова. Студент на экзамене тащит билет, смотрит и тут же просит другой, потом третий, четвертый… Профессор берет его зачетку и ставит “три”. “За что? — удивляется его ассистент. — Ведь он же ничего не ответил!” “Раз ищет, значит, что-то знает”, — поясняет мудрый экзаменатор.




    Партнеры