Заряженные собаки

Михаил Задорнов: “Тех, кто хотел взорвать памятник героям войны, отбросило взрывной волной”

Два Дня Победы — в Москве и в Риге — поразительно контрастировали между собой. Михаил Задорнов, имевший возможность наблюдать оба праздника, уверен, что если бы московский День Победы случался бы почаще, чем раз в год, то, вполне возможно, в головах российских чиновников произошел бы некий сдвиг, и в отличие от всех предыдущих сдвигов — в лучшую сторону. Ну а рижский... Хочется, чтобы таких “праздников” не было вовсе.


— В Латвии вышел указ, запрещающий всем русским ветеранам носить ордена! И в это же самое время в праздничные дни в Риге проходили демонстрации бывших эсэсовцев. В орденах Третьего рейха, разумеется. Видеть это было стыдно. Дикость — в то время, когда весь мир праздновал победу над фашизмом, в Латвии шли фашистские шествия — это единственная страна, официально занявшая такую позицию.

А как латышские власти готовились к приезду Буша! Точнее, проезду, ибо американский президент просто сделал остановку в Риге 8 мая, по дороге на праздничные торжества в Москве. Кстати, символично: Западу нужна Россия, а Латвия — только как перевалочный пункт. Так вот, я в свое время видел, как в Риге встречали Хрущева, Броз Тито, Горбачева — потрясающе, ничего не изменилось! Как раньше стелились перед советскими властями, так теперь перед Евросоюзом и Штатами. Нет, неправильно говорю, сейчас унижаются куда больше. Людям, с флажками встречавшим Буша, запретили шевелить этими флажками — в целях безопасности президента США. В день, когда он находился в Риге, жителям нельзя было выгуливать собак — ведь собаку можно начинить взрывчаткой. Из окон предписывалось смотреть неподвижно, а лучше вообще не смотреть... Латвийская столица наполнилась большими, гамбургероподобными американцами, тогда как простые рижане на это время уехали из города, такая добровольная эвакуация произошла. Наверное, янки подумали, что это вымирающий город — никого, кроме снайперов на крышах. А когда самолет с Бушем приземлился, президент Латвии, не выдержав, бросилась бегом по трапу к нему навстречу, то есть фактически вторглась на чужую территорию! Прямо-таки кадр из мелодрамы...

Вообще я бы предложил властям не обращаться к американскому президенту по фамилии, а то это может быть расценено как приглашение к выпивке: мол, “буш или не буш?”

— А какое впечатление на вас произвел праздник в Москве?

— Меня очень тронул парад, до слез. Знаете, если б наш президент каждый день был таким, как 9 мая, Россия оживала бы гораздо быстрее. Честь и хвала нашим властям за прекрасную идею провезти ветеранов на грузовиках по Красной площади, мимо трибун. Это был замечательный момент — когда первым встал Ширак, а за ним главы всех государств поднялись и приветствовали победителей стоя. Не дань политкорректности — искренний порыв. Признание роли Советского Союза в победе над фашизмом в то время, когда ее стараются замалчивать, упоминая лишь, что тоже, мол, воевали... В какой-то момент благодаря нашим ветеранам эти люди вышли из привычных образов, уронили маски, и мы увидели живые человеческие лица.

Этот праздник, пожалуй, единственное, что объединяет сейчас всех наших людей, потому что нам очень хочется чем-то гордиться, а ничего не осталось — ни того балета, ни литературы, ни космоса, ни футбола, хоккея... Остались только эти старички, ветераны войны. И теперь 9 Мая стал праздником даже более любимым, чем Новый год. Потому что Новый год — это всего лишь пьянка с бесконечным количеством телезвезд на экране и тяжким похмельем 1 января. А день Победы — он в самом деле со слезами на глазах... Между прочим, в Риге хотели взорвать памятник советскому солдату, так тех, кто приступил к этому делу, отбросило взрывной волной, и люди погибли. Очень символично, на мой взгляд.

— Жаль только, что ветеранов становится все меньше. Скоро не останется ничего, чем мы могли бы гордиться.

— Увы. Одна надежда, что, пока они живы, этот праздник как-то повлияет на наше чиновничество, пробудит в нем что-то человеческое, и тогда, может быть, появятся и другие поводы для гордости. Но пока что происходит: президент собирает чиновничью элиту и зачитывает им послание, адресованное российскому народу. Говорит: надо бороться с коррупцией! Кому он это говорит?! Отъявленным коррупционерам, у которых на лицах написано, что они взяточники! А те в ответ кивают с умильным видом: да, надо! Вот сейчас выйдем из этого зала и начнем бороться. Я вот думаю: может, он таким образом взывает к их совести? Мол, ребята, хватит, пора остановиться, вам уже хватит на всю оставшуюся жизнь. Да и на загробную тоже — у вас у всех же личные церкви на дачных участках, вы крестный ход вокруг собственного дома заказываете! После этого один чиновник со 2-го телеканала мне сказал: какое послание, какая глыбища! И про цензуру, ее недопустимость президент не забыл, и про все на свете! А вечером они уже вырезали комментарии некоторых депутатов к этому посланию — не помню, кто сказал, что у нас есть два Путина: один произносит правильные слова, а второй ничего не делает из того, о чем говорит первый. Вот вам и иллюстрация: цензура — это, конечно, плохо, но лишнее вырезать не помешает...

А посмотрите, что недавно по телевидению сказал главный экономист страны: мы успешно боремся с профицитом бюджета! То есть они молодцы, справляются с излишком денег. Это на каком же уровне умственного развития надо находиться, чтобы в стране, где нет дорог, домов и пр., не знать, куда деть скопившиеся деньги! Они только и могут, что размещать их в мировых банках и получать с этого себе “откат”. С точки зрения экономики они так же развиты, как бабушка, которая получила невыплаченную за пять лет пенсию и теперь не знает, куда ее положить — в чулок или под подушку. Государством руководят не экономисты, а юристы, поэтому они не развивают страну, а приговаривают ее.

— Но в России живут не одни только чиновники...

— Вообще в России есть две группы людей, профессия которых — родину позорить. Это чиновники и футболисты. Даже когда ЦСКА выиграл кубок УЕФА, я не очень радовался. Мне было немного неловко, что за российских офицеров играют негры... Нет, “негры” говорить нехорошо. Правда, и “белые” — тоже. В Америке теперь черных называют афроамериканцами, белых — евроамериканцами.

Кстати, и наша сборная по хоккею играет очень символично. На ее примере видны все ошибки страны. Смотрите: еще в 50-е годы тренеры Тарасов и Чернышев изобрели новую стратегию и тактику в хоккее, и советская сборная была лучшей в мире. Им сначала не разрешали встречаться с канадскими профессионалами, а потом, когда у Брежнева хватило ума дать “добро” на эту встречу, я помню, как полезли на лоб глаза у канадцев! Будто они дрожжей наелись и на батарею сели. Это когда наши подряд три шайбы забили. И выиграли со счетом 4:1! Они играли в комбинационный, коллективный хоккей, вообще чувство коллективизма в Советском Союзе было очень развито — вспомните стройотряды, картошку, самодеятельность. А сегодня наша хоккейная сборная играет по западной формуле, так, как раньше играли канадцы, и потому недотягивает. Мы приняли эту систему в своем преклонении перед Западом, перед всеми этими “о’кей”, “ноу проблем”... Тогда как и чехи, и финны, и те же канадцы теперь играют по советской системе. Вот так и вся наша страна проигрывает оттого, что мы не хотим взять из своего прошлого то хорошее, что в нем было.

Могу сказать, что российской сборной не хватает “зажигалок”. У нас зажигают африканцы, а должен — тренер.

Ну а пока у нас такие футболисты и экономисты, остается гордиться только ветеранами. И очень хочется, чтобы жили они подольше — чтобы не потерять свою последнюю гордость.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру