Песнь медиатора

Инновация и венчур — будущее российского бизнеса

6 июня 2005 в 00:00, просмотров: 347

Экономические факультеты вузов — самые востребованные среди российских абитуриентов, конкурс на них не менее 8—10 человек на место. Профессия экономиста стала такой же массовой, как раньше — инженера. Что нового появилось в обучении будущих Адамов Смитов? Какие направления в экономике считаются самыми перспективными? На вопросы корреспондента “МК” ответил директор Центрального экономико-математического института РАН академик Валерий Леонидович МАКАРОВ.


— Экономическое образование — лидер в переходе на европейскую систему обучения. Техническим, физико-математическим, медицинским вузам непросто ввести у себя двухступенчатое высшее образование — бакалавр—магистр, нужно пересмотреть учебные планы. Гуманитариям, в том числе экономистам, намного проще: четыре года учебы — и диплом бакалавра, потом еще два — и уже магистр.

— Не мало ли четыре года для высшего образования?

— Бакалавриат дает общую, широкую подготовку. С этим дипломом выпускник может сразу начать работать — скажем, менеджером по продажам. Магистратура же предполагает более узкую специализацию. Ее можно получить не только в своем вузе, но и в любом другом, даже за границей. Это повышает мобильность образования. Если же выпускник захочет углубить свои знания после бакалавриата, то для этого существует несколько возможностей. Например, корпоративное обучение. Крупные компании предпочитают направлять своих молодых специалистов на специальные курсы и тренинги, где их, что называется, доводят “до ума”. Это дешевле, чем переучивать “пятилетнего” выпускника. На корпоративные “университеты” фирмы подчас тратят весьма значительные средства...

— Бакалавры жалуются, что не могут сразу поступить в аспирантуру — требуется закончить магистратуру...

— Это мировая практика. Подобная система существует в большинстве западных стран, где выпускникам выдают дипломы трех видов и присваивают три ученые степени: “бакалавр наук”, “магистр наук” и “доктор философии” (Dr.Рh).

— Какие еще новшества ожидают студентов-экономистов?

— Самое “свежее” направление в обучении — инновационный менеджмент. Инно-менеджер — это медиатор (посредник) между теми, кто производит знания, и теми, кто их потребляет. Он, как правило, работает в венчурной фирме. Его задача — найти перспективную научную идею и превратить ее во вполне осязаемый промышленный продукт, получив при этом прибыль.

В науке инно-менеджмент может выглядеть так. Скажем, сотрудники какого-нибудь “фундаментального” НИИ сделали интересное открытие. Но как его реализовать, чтобы заработать средства на дальнейшие исследования? Оборудование и расходные материалы стоят очень дорого, да и самим мэнээсам надо на что-то жить. Завлабы же, как показывал опыт, не всегда хорошие бизнесмены... Вот тут-то и появляются инно-менеджеры и венчурные фирмы. Они вкладывают в разработку “чистой” идеи деньги частных инвесторов и через какое-то время получают продукт, который можно продать крупной корпорации. А та уже поставит его на поток и сделает массовым. На Западе такой бизнес очень популярен, им занимаются сотни фирм и десятки тысяч людей. Есть даже специальный термин — “бизнес-ангелы”. Это люди, подхватывающие интересное начинание и доводящие его до стадии конкретного бизнес-плана, готового к реализации.

Конечно, венчур — это очень рискованный бизнес, особенно у нас. Из десяти инвестиций только одна-две принесут доход, еще три-четыре просто окупятся, а большинство пойдет в убыток. Зато при удаче можно заработать до 1000 процентов прибыли... Между прочим, уже несколько столичных вузов приступили к подготовке студентов по специальности “менеджер по инновациям”. Их обучение требует особого, комплексного подхода, ведь венчурный специалист должен прекрасно разбираться не только в академической науке и современной технике, но и в финансах, кредитах, займах, а также быть неплохим юристом, поскольку его работа напрямую связана с такими понятиями, как авторское право, патентоведение, товарный знак и т. д.

— Многие российские выпускники стремятся найти работу в иностранных фирмах. Что интересно для них?

— Современный бизнес становится все более международным. Скажем, одна известная корпорация, производящая мобильные телефоны, использует специалистов в 50 (!) странах. Такое разделение труда очень выгодно: где-то дешевле мозги, где-то — руки, где-то — материалы... Россия вольется в этот процесс, а потому через пять-шесть лет появится большой спрос на специалистов по аутсорcингу.

На рынке труда будут востребованы менеджеры, способные координировать работу нескольких подразделений, расположенных в разных странах и даже на разных континентах. Помимо экономики им понадобится знание международного права и свободное владение иностранными языками, особенно английским. Пока, к сожалению, таких аутсорcинг-специалистов в России недостаточно, но в перспективе их должно появиться много. Поэтому самые “продвинутые” экономические вузы страны уже приступили к разработке программ по их подготовке.


Словарик экономиста

Венчур (от англ. venture) — рискованное предприятие или начинание.

Аутсорcинг — передача компанией части своих функций внешнему производителю.




    Партнеры