Нашествие клонов

Каждый третий флакон духов — поддельный

9 июля 2005 в 00:00, просмотров: 256

Москву оккупировали клоны. Покупая одежду или парфюм в столице, с большой долей вероятности вы рискуете нарваться на подделку. Кофточки от известных кутюрье, спортивные костюмы знаменитых брендов, равно как чистящие средства, косметика, модные духи, сейчас на пике спроса. А потому именно они, по данным Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы, — лидеры списка товаров-фальшивок.


“Новые” подделки по объемам и количеству производств, занимающихся их изготовлением, оставили далеко позади прежнего лидера черного рынка — алкоголь. Фальсификаты коньяков и водки сейчас занимают лишь 10-е место в десятке подобных товаров.

В каждой группе — свои лидеры. К примеру, среди спортивных костюмов чаще всего подделываются такие лейблы, как “Адидас” и “Пума”, среди джинсов — “Левис”, “Вранглер”, “Коллинз” и “Хьюго Босс”. Львиную долю левака выпускают так называемые вьетнамские кооперативы. Они, как правило, шьют одежду по одним и тем же лекалам и крепят лейбл, который оказался под рукой. В начале года было накрыто сразу несколько подобных производств, располагавшихся в заброшенных подвалах и даже в одном из бомбоубежищ Москвы. Там круглосуточно работали в 3—4 смены заезжие иностранцы, по сути — бомжи. В последнее время, по информации оперативников, такие подпольные цеха все чаще стали появляться в Подмосковье.

Но это — ширпотреб для людей с низким или средним уровнем доходов, который подделывали всегда. Сейчас наметилась новая тенденция. “Подпольщики” из Восточной и Западной Европы делают ставки на копии эксклюзивных товаров. Появились дорогие рубашки, галстуки, блузки и кофты якобы от итальянских дизайнеров. Которые прямым ходом идут в модные бутики и уходят на ура. Еще бы: подделки снабжены соответствующими сертификатами и настолько безупречны, что даже владельцы магазинов иногда не подозревают о настоящем происхождении товара.

На особом счету у оперативников самопальные бытовая химия и косметика. Как и суррогатные продукты, и алкоголь, такие фальшивки могут отправить если не на тот свет, то на больничную койку. Ну а первые по опасности — “левые” детские игрушки. Зачастую их делают из отходов других производств. Куклы и машинки получаются при этом не только некачественными, но и ядовитыми.

Как ни странно, производители (которых подделывают) не проводят собственных экспертиз и даже не подают заявлений на изготовителей подделок! Мол, грамотный покупатель сам разберется, где настоящий товар, а если нас копируют — значит, марка действительно популярна. Иногда — просто боятся, что им перестанут доверять и будут шарахаться от подозрительной марки как черт от ладана (так было в случае с поддельным “Боржоми”). Вот и приходится борцам с экономической преступностью привлекать подпольщиков “всего лишь” за незаконное предпринимательство, подделку документов, а не по профильным статьям. Что позволяет им отделываться копеечными штрафами.

Откуда гонят фальшак?

Теперь пройдемся по нашему “хит-параду”. Фальсифицированную обувь в столицу поставляют так называемые армянские группы. Как правило, это действительно хорошие обувные мастера, которые подрабатывают изготовлением левака. Помимо продукции не брендовой, что называется noname, они делают туфли а-ля Чезаре Пиоджотти и иже с ним. Такая обувка идет по 200—300 долларов исключительно за имя на стельке, хотя красная цена ей в базарный день — 800—900 рублей.

Поддельные очки и оправы, которые в нашем топ-листе обосновались на пятом месте, поставляют выходцы из Юго-Восточной Азии. В конце прошлого года на ВДНХ изъяли самую большую партию контрафакта — 1 миллион поддельных очков на сумму $5 млн. Тогда были задержаны граждане Китая, поставлявшие очки в столицу буквально чемоданами.

Среди продуктов питания (седьмое место), по мнению сотрудников УБЭП, в разряде “подделки” лидируют чай и кофе. Причем если чай нечистые на руку коммерсанты делают из остатков чайного производства, то бишь чайной пыли, то кофе чаще всего подделывают, пересыпая дешевые сорта в дорогие упаковки. Тот же фокус коммерсанты проделывают и с табачными изделиями.

Фальшивые импортные коньяки получаются по схожей схеме — в бутылку с известными марками на подпольных мини-заводах заливают дешевое пойло. “Армянский” коньяк, если судить по итогам спецопераций, лжепроизводители “гонят” из подкрашенной спиртовой смеси. За минувший год было пресечено 2140 подобных преступлений.

Обман раскинул сети

Бизнес по продаже часов и подарочных ручек, как две капли воды похожих на изделия известных фирм в Москве и вовсе поставлен на поток. Имитации этих товаров можно купить через Интернет, не выходя из дома. Владельцы ряда онлайновых магазинов даже не скрывают, что их продукция — дешевая копия. Такой товар рассчитан на тех, кто хочет произвести впечатление на окружающих, а денег не хватает. И желающих более чем достаточно. Даже громкие разоблачения пока не изменили ситуацию на рынке: вместо закрытых контор буквально в тот же день появляются новые.

Особняком в перечне фальшивок стоят не вошедшие в “десятку” поддельные DVD-диски. При минимуме вложений в производство они подчас дают своим владельцам прибыли, сравнимые только с торговлей наркотиками. Правда, пробиться на этот рынок новичкам крайне сложно. Как только они пытаются раскрутиться, о них узнают правоохранительные органы, и следуют задержания и конфискация товаров. Но покупатели этого не замечают. Как бы ни складывались отношения между издателями контрафакта, по Интернету всегда можно заказать доставку фактически любых дисков по цене от 70 рублей за штуку.

Чтобы покончить с контрафактной вакханалией в Москве, в структуре УБЭП скоро появится новый отдел, который будет специализироваться на борьбе с производителями и реализаторами подделок. Правда, в успех верится с трудом. Пока люди готовы покупать фальшивки, их будут делать.


Комментарий Московского общества защиты потребителей:

— Покупатель должен знать: если товар куплен на рынке, уберечься от подделки или низкосортного продукта практически невозможно. К тому же часто на рынках потребителям предлагают некачественные либо просроченные товары, которые могут оказаться контрафактными. И тогда надо обратиться в Роспотребнадзор.

Но в любом случае отношения продавца и покупателя регулируются Законом “О защите прав потребителей”. Статья 18 этого закона устанавливает право требовать расторжения договора купли-продажи на товар ненадлежащего качества. Для этого необходимо:

1. Написать письменное заявление в адрес руководства фирмы-продавца в двух экземплярах. Претензия составляется в свободной форме, в ней надо описать ситуацию и четко определить требования. По закону в случае приобретения товара ненадлежащего качества (ст. 18 Закона “О защите прав потребителей”) потребитель имеет право потребовать:

• устранения недостатков (указать разумный срок, например в течение 12 дней);

• уменьшения цены;

• замены товара;

• возврата уплаченной денежной суммы.

2. Отдать один экземпляр продавцу, на другом поставить его подпись о том, когда и кем принято заявление. Если заявление лично принимать отказываются, посылайте заказным письмом с уведомлением. Квитанции сохраните.

3. Удовлетворить требования по обмену товара организация обязана в семидневный срок (ст. 21 того же закона). Срок увеличивается: если нужна экспертиза (до 20 дней) и если товара нет в наличии у продавца (до одного месяца). Другие требования должны быть удовлетворены в течение 10 дней (ст. 22 закона). За просрочку исполнения статья 23 устанавливает неустойку в размере 1% в день от цены товара.

4. Если ответа нет, придется восстанавливать справедливость через суд.

Но учтите: в суде придется доказывать, что товар куплен именно в этом магазине. Поэтому нужно обязательно хранить чек. Это избавит вас от необходимости искать свидетелей.

Бывает, что к контрафактным товарам нет инструкции на русском языке. Это явное нарушение Закона “О защите прав потребителей” в части предоставления информации (ст. 10). В этом случае нужно письменно запросить инструкцию на русском языке. Если продавец не сможет ее предоставить, вы вправе отказаться от покупки.

Если купленный товар нанес ущерб вашему здоровью, то в соответствии со статьей 14 упомянутого закона урон должен быть возмещен в полном объеме (“Вред, причиненный здоровью или имуществу потребителя вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит возмещению в полном объеме”). К заявлению с требованием о возмещении вреда нужно приложить копии квитанций об оплате лечения. Если же материально вы не пострадали, нужно взять заключение врача, подтверждающее урон, нанесенный вашему здоровью: медсправка значительно повысит сумму возможной компенсации морального вреда.

К слову, моральный вред взыскивается в судебном порядке. Поэтому в исковом заявлении вы можете указать любую сумму, но окончательная сумма остается на усмотрение суда. Обязанность компенсации морального вреда установлена статьей 15 того же закона.

Чтобы не тратить попусту силы, время и нервы, прежде чем что-нибудь купить, попросите продавца предоставить полную информацию о товаре, в том числе документы, подтверждающие его безопасность (это могут быть сертификаты, копии результатов дерматологических тестов и т.п.). Не забывайте, что администрация магазина или рынка несет ответственность за предлагаемую продукцию, поэтому обязательно возьмите чек.

Интернет-магазины — отдельная история. Часто в Московское общество защиты потребителей поступают письма с просьбой помочь найти фактический адрес интернет-продавца. Если на чеке или гарантии есть печать продавца, там же обязательно должен быть ИНН, по нему через налоговую инспекцию можно узнать адрес. На все интернет-покупки распространяется действие Закона “О защите прав потребителей”, однако проблема чаще всего состоит не в том, чтобы заставить продавца вернуть деньги, а в том, чтобы продавца найти.


Краткий курс профессионального потребителя:

• Отсутствие инструкции на русском языке — повод вернуть даже исправный товар продавцу.

• Всегда проверяйте комплектацию и внешний вид товара, не отходя от прилавка.

• Продажа в кредит не может быть основанием для отказа в обмене и возврате некачественного товара.

• Покупая товары через интернет-магазин, вы рискуете никогда не найти фактического продавца.

• Любые претензии надо предъявлять в письменном виде в двух экземплярах. Если ваш экземпляр о принятии претензии не хотят подписывать, отправляйте претензию по почте с уведомлением.


АНЕКДОТ В ТЕМУ:

“Скажите, а этот “Ролекс” за 300 рублей правда настоящий?”


За “бугром”:

В Германии за покупку контрафактных сигарет покупателя штрафуют на несколько тысяч евро. При этом никого не интересует, знал ли он, что сигареты поддельные.




Партнеры