"Ночные ведьмы" возвращаются

Мочить в сортире террористов будут даже в полной темноте

12 июля 2005 в 00:00, просмотров: 835

Главком ВВС России Владимир Михайлов заявил на днях, что ВВС России приступили к испытательным полетам нового всепогодного вертолета “Ми-28H” “Ночной охотник”, который способен уничтожать противника не только днем при хорошей видимости, но и ночью, когда хоть глаз выколи. Если испытания завершатся успешно, то “Ми-28H” появятся в армии в следующем году, а к 2010 году их будет уже около 50.


Такую машину давно ждали в войсках. Особенно — в Чечне. Там вертолеты применялись исключительно в дневное время, так как ночью ничего “не видели”. Днем федеральные войска брали ситуацию под контроль, а ночью на этой территории вновь хозяйничали боевики.

Работы по “ночному” вертолету начались еще в 1997 г., но постоянно затягивались из-за жесткой конкуренции двух схожих проектов: “Ка-52” “Черная акула” (фирма Камова) и “Ми-28Н” “Ночной охотник” (фирма Миля). Борьба шла с переменным успехом: то 80 млн. бюджетных рублей выделяли “Акуле”, а “Охотнику” — лишь 50, то наоборот. Пока наверху спорили, вертолеты в войсках старели и бились.

Еще два-три года назад проект “Ми-28Н” висел на волоске. Он серьезно проигрывал конкуренту и по техническим характеристикам, и по степени готовности. Однако сейчас за его судьбу можно уже не беспокоиться. Под свое мощное крыло его взял глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов. При поддержке Кремля он создает вертолетостроительный холдинг. “Ми-28Н” — одна из главных его программ. Под нее ожидается золотой бюджетный дождь, так как эта машина должна прийти на смену “Ми-24” — самому массовому вертолету в мире.

“Ми-28Н” умеет видеть в темноте, стрелять, маскироваться в ущельях и руслах рек — чтобы не достали средства ПВО, подкрадываться к противнику на высоте всего в 5—10 метров со скоростью 300 км/ч.

О том, как на Ростовском вертолетном заводе идет работа над “Ночным охотником”, “МК” попросил рассказать замгендиректора предприятия, в прошлом командующего армейской авиацией, Героя Советского Союза Виталия ПАВЛОВА:

— В “Ми-28Н” нет ни одной иностранной детали. Все делается исключительно российскими предприятиями. Работа по вертолету находится под личным контролем президента Путина. И каждые 3—4 месяца мы докладываем ему, что сделано.

— А денег он вам много выделил?

— Нам заплатили за три машины, но завод решил, что “Ми-28Н” — дело перспективное, и вложил собственные средства в создание еще двух машин. На днях один из заводских вертолетов отправится на коломенский полигон, где будет стрелять ночью. Днем у него проблем уже нет.

— Значит, на следующий год “Ми-28Н” поступит в войска?

— Вряд ли. Он еще будет проходить испытания, которые рассчитаны месяцев на девять. И никто не имеет права передать вертолет в войска, пока наши специалисты не дадут заключения о том, что он соответствует тем параметрам, которые закладывали конструкторы. Скорее всего заключение экспертов по первым машинам будет сделано к 2007 году, тогда их и запустят в серию. Думаю, это будет порядка пяти машин — на большее у ВВС нет денег. Трудности со сроками возникают еще и потому, что за последние годы потеряны многие малые заводы, которые поставляли различные мелкие детали. А без них боевую машину не сделать. Ведь в создании вертолета участвует более 500 смежников. К примеру, нет шланга гидронасоса, который выдерживает давление до 160 атмосфер. Можно, конечно, заказать его там, где делают шланги для тракторов, но они умеют делать лишь такие, которые держат 4 атмосферы. Чтобы этому предприятию добиться нужного качества, потребуется год-два, технология-то утеряна. Но мы спешим, догоняем наших американских конкурентов — фирму Сикорского с их “АН-664D” “Апач-Лонгбоу”. Сегодня мы только года на 3—4 отстаем, а недавно отставали на 10. Думаю, скоро догоним их и перегоним.


Справка МК:

В состав вооружения “Ми-28Н” входит сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета “Атака”, которая поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели, и сверхзвуковая управляемая ракета “Игла” класса “воздух-воздух”. Вертолет снабжен пушечной установкой калибра 30 мм. Кабина экипажа полностью бронирована и выдерживает прямое попадание бронебойно-зажигательных пуль калибра 12,7 мм и снарядов калибра 20 мм.



Партнеры