Премьерный фарс

Новые доказательства касьяновской аферы

Михаил Касьянов хранит стоическое молчание. Он даже никак не отозвался на громогласные эскапады заместителя генпрокурора Колесникова, который полностью подтвердил все, о чем говорил и писал я последние две недели, и дал понять, что если экс-премьера и не посадят, то хлопот тот все равно не оберется.

“Прекращайте воровать”, — в свойственной ему добродушно-агрессивной манере объявил Колесников. Но Касьянов совет этот проигнорировал. В этот момент, видимо, он совершал очередной заплыв.

За экс-премьера отдувается его пресс-секретарь. Как заведенная пресс-дама повторяет одно и то же: “Михал Михалыч ничего не совершал, потому что не совершал”.

Ой ли?

Когда скандал с продажей “Сосновок” разгорелся, многие коллеги кинулись обвинить меня в выполнении властных “заказов”.

“Все это — кремлевский слив”, — восклицали они.

Такое чувство, что в центральных газетах не осталось уже ни одного профессионального расследователя. Ведь в том, что обнародовал я, — нет ничего сверхъестественного.

Пяток запросов в регистрационные органы, налоговую, Мингосимущество — и картина событий как на ладони. Надо лишь наложить одно на другое и проанализировать увиденное.

Вот и эти обнаруженные мной документы не носят грифа “секретно”. Они преспокойно хранятся в регистрационной и налоговой службах Москвы. Точнее, хранились, ибо совсем недавно Генпрокуратура изъяла их.

Это произошло в рамках расследования громкого “дела Касьянова”, возбужденного по моему депутатскому запросу.


Документ №1

Договор купли-продажи недвижимого имущества*

Город Москва, второго августа две тысячи четвертого года.


Мы, ООО “Амелия”, именуемое в дальнейшем “Продавец”, с одной стороны, и Касьянов Михаил Михайлович, именуемый в дальнейшем “Покупатель”, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.1. Продавец передает в собственность Покупателя, а Покупатель принимает и оплачивает недвижимое имущество, принадлежащее Продавцу на правах собственности.

1.2. Имущество включает в себя комплекс зданий и сооружений, расположенных по адресу: Москва, ул. 1-я Лыковская, д. 4, кор. 1 и д. 4, кор. 1, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6...


Этот упомянутый в договоре адрес и есть, собственно, злополучная “Сосновка-1” — бывшая резиденция Суслова с территорией в 11,5 гектара, расположенная в элитнейшем районе столицы: в Троице-Лыкове, на самом берегу Москвы-реки.

А фирма “Амелия”, “именуемая в дальнейшем “Продавец”, — это та самая компания-однодневка, купившая “Сосновку” на “аукционе”.

Я сознательно закавычил слово “аукцион”. Ведь аукциона никакого и не было. Все три участвовавшие в торгах фирмы (“Амелия”, “Арт-груп”, “Крестар-Инвест”) — есть единое целое; аффилированные между собой фирмешки, учрежденные по одним и тем же адресам одними и теми же людьми. Две из них, я абсолютно уверен, вообще были созданы специально под аукцион.

Чужих к торгам просто не допустили. Да никто о них и не знал, ибо обязательного по закону информационного анонса в еженедельном журнале “Реформа” опубликовано не было. Вместо этого объявление якобы появилось в неком журнале “Жилье и реформы”, хотя главный редактор издания Фарида Бакиева категорически это сейчас отрицает.

(“Я бы сама хотела спросить Хинштейна, откуда у него такие сведения, — наш журнал вообще не продается, а распространяется по подписке”, — заявила Бакиева в интервью журналистам.

Утверждение само по себе довольно странное, поскольку о публикации в этом журнале анонса прямо указано в протоколе аукционной комиссии. И даже приложен акт приемки, из которого явствует, что некий ПБОЮЛ Афанасьева по платежному поручению №56 разместила в журнале “Жилье и реформы” информационное сообщение, получив за это 30 тысяч рублей.

Впрочем, если объявления и вправду не выходило, — это лишнее подтверждение моей правоты...)

Стартовая цена “Сосновки” была объявлена смехотворная: 10 миллионов 353 тысячи 94 рубля. Остальное — уже дело техники.

Поскольку все роли в этом фарсе (премьерном) были распределены заранее, победителем единодушно избрали фирму “Амелия”, предложившую максимально высокую ставку: 11 миллионов 100 рублей...

Должен признаться: впервые обнародуя эти факты, я в деталях не знал еще тогда механизма перехода “Сосновки” от подставного покупателя к истинному организатору всей аферы. Грешным делом, мне казалось, что Касьянов как человек, поднаторевший во всевозможных финансовых схемах, изберет какой-то сложный, изощренный путь.

Я ошибался.

Как явствует из процитированного выше договора купли-продажи, ровно через полгода после аукциона “Амелия” продала “Сосновку” Касьянову напрямую. С письменного согласия его супруги Ирины. За... те же самые 11 миллионов 100 рублей, копейка в копейку.

Еврей, торговавший на базаре вареными яйцами, имел со своего бизнеса хотя бы навар в виде крутого кипятка. Фирма “Амелия” не получила и этого. За сколько купила, за столько и отдала.

Удивительный альтруизм. Особенно если учесть, что реальная цена этого объекта превышает заплаченную Касьяновым сумму в разы.

К материалам аукциона приложен сделанный Центром менеджмента оценки и консалтинга отчет. Эксперты оценили “Сосновку” в 27 миллионов 127 тысяч 167 долларов.

Но тут же дается сноска: поправка на обременение. И за вычетом этой поправки цена падает до... 346 тысяч 141 доллара (то есть до 1,2% от первоначальной суммы).

Эта цифра-то (в пересчете — 10 миллионов 354,5 тысячи рублей) и была объявлена стартовой.

Что же это такое за ужасное обременение, если оно приводит к скидке в 98,8 процента? Ворох прописанных на участке детей? Радиоактивный могильник?

Ни за что не догадаетесь. Обременение состояло в уже заключенном ранее договоре аренды. По которому “Сосновку-1” еще в 1996-м передали в пользование нефтяной компании “Эвихон” на 49 лет.

Но в том-то и заключается умение настоящего политика: превращать свои слабые стороны в сильные...

Прежде я уже писал, что после того, как “Амелия” купила “Сосновку” (а точнее, расположенные на участке объекты и сооружения общей площадью 2,5 тысячи метров), другой участник торгов — фирма “Арт-груп” — оформила переуступку всех прав аренды. Случилось это 3 февраля 2004 года (сиречь через неделю после торгов). Нефтяная компания “Эвихон” с согласия Минимущества широким жестом передала ей все свои права — и на аренду земельного участка в том числе. За смешную компенсацию в 720 тысяч долларов.

(На самом деле смешную, ведь рыночная цена долгосрочной аренды одной сотки в Троице-Лыкове составляет 25—50 тысяч “зеленых”, и значит, участок этот стоит от 29 до 57 миллионов.)

Фирма “Арт-груп”, ставшая новым арендатором “Сосновки”, — это абсолютный брат-близнец “Амелии”. Зарегистрированы они по одному и тому же адресу (Профсоюзная, 126), в один и тот же день. И даже главный бухгалтер у них общий — некий Александр Чумиков (замечу, что именно этот гр-н Чумиков и подписывал потом с Касьяновым договор купли-продажи от имени “Амелии”).

Но как передать права аренды от “Арт-груп” к Касьянову? И передавались ли они вообще.

На этот вопрос есть красноречивый ответ...


Документ №2

Протокол общего (внеочередного) собрания

участников ООО “Арт-груп”

Присутствовали:

1. Касьянов Михаил Михайлович. Доля в уставном капитале — 50%.

2. Касьянова Ирина Борисовна. Доля в уставном капитале — 50%.

Слушали: Касьянова М.М., который предложил избрать: Председателем собрания — М.М.Касьянова, Секретарем собрания — И.Б.Касьянову.

Голосовали: “За” — 100% голосов.

Постановили: Избрать.

Слушали: Касьянова М.М., который предложил внести следующие изменения в учредительные документы Общества.

В Устав:

1. Изложить пункт 7.6 в следующей редакции:

“Уставный капитал общества составляется из суммарной номинальной стоимости долей участников:

Касьянов Михаил Михайлович — доля номинальной стоимостью 5000 рублей, что составляет 50 процентов уставного капитала Общества.

Касьянова Ирина Борисовна — доля номинальной стоимостью 5000 рублей, что составляет 50 процентов уставного капитала Общества.

В Учредительный договор:

1. Статью 1 изложить в следующей редакции:

“Перечисленные ниже

физические лица:

— Касьянов Михаил Михайлович (паспорт №45 04 808619, зарегистрированный по адресу: Москва, ул. Рочдельская, д. 12, кор. 1, кв. ХХ);

— Касьянова Ирина Борисовна (паспорт №45 04 814778, зарегистрированная по адресу: Москва, ул. Рочдельская, д. 12, кор. 1, кв. ХХ.);

именуемые в дальнейшем “Участники”...


Почему-то мне кажется, что собрание это должно было проходить так же, как и виденные нами тысячи раз в новостях заседания правительства. Касьянов, по обыкновению, во главе стола, на председательском месте, с гордо запрокинутой головой. Перед ним — неизменные настольные часы.

Рядом, там, где обычно сидит руководитель аппарата правительства, — жена Ирина Борисовна.

Только вот по левую и правую руку от Касьянова — нет больше министров. Их и не может быть. Ведь участников и владельцев ООО “Арт-груп” — всего двое. Экс-премьер с супругой.

И значит, договор аренды на “Сосновку-1” принадлежит только им. Тем более что деньги, выплаченные “Арт-груп” за переуступку аренды, были взяты этой фирмой в долг. Как раз у купившей всю недвижимость “Амелии”. И заем (по документам) погашал не кто иной, как Михаил Касьянов...

...После того как написал я о причастности Касьянова к “Арт-груп”, меня в очередной раз попытались упрекнуть во лжи.

Одна некогда популярная газета опубликовала даже огромный материал, в котором доказывалось, что Касьянов “Арт-груп” не учреждал.

В подтверждение своих слов газета сообщала, что обнаружила некоего Дмитрия Буюриса, 24-летнего сотрудника юридической фирмы “Регенс”, который создал эту фирму в сентябре 2003-го. Он же был ее гендиректором.

Буюрис якобы не помнит, что фирму покупал Касьянов, и никаких дел с ним не имел.

Этот материал стал поводом для нового витка истерии. “Хинштейн ошибся” — запестрели заголовки информагентств.

Бред!

На самом деле найденный учредитель Буюрис — это еще один кирпич в и без того мощной уже стене доказательств касьяновской аферы.

Кто такой Буюрис? Попросту говоря, Фунт. Этакий зиц-председатель, который создает и регистрирует коммерческие структуры, а потом перепродает их. (В интервью журналистам он и сам называет “Арт-груп” “искусственной фирмой”.)

Конечно, всякий может создать фирму сам, но это требует времени и навыков. Куда дешевле — заплатить 500 долларов и купить уже зарегистрированную структуру.

Буюрис учредил “Арт-груп” 9 сентября 2003-го. А уже через три недели компания была продана.

Ее новыми владельцами стали ООО “Норд-Вест” и ООО “ТехноИнком” (по 50% каждый). Что примечательно, оба договора купли-продажи подписывал один и тот же человек: некая Елена Романова.

В предыдущих материалах я уже упоминал это имя: Елена Романова. Гр-ка Романова является руководителем и главбухом доброй половины фирм, которые участвовали в торгах по покупке 1-й и 3-й “Сосновок” (“Вельтэкс”, “Лексинт-финанс”).

Не менее интересны и купившие “Арт-груп” структуры. Я попытался установить их “родословную” через регистрационную палату, но очень быстро понял бесперспективность этого занятия. Их учредитель (ООО “Полисторг”) имел в свою очередь других учредителей, другие — третьих, и так до бесконечности, точно как в Писании: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков...

Примерно на пятом десятке фирм я остановился. Вычерченная мной схема учредительства походила на гигантское генеалогическое древо, в котором вдобавок все родственники перемешались между собой: дедушки сходились с племянницами, шестиюродные братья с сестрами.

Все это означает одно: налицо — типичная для российского бизнеса финансовая схема подставных фирм-однодневок. Через такие же в точности схемы происходит, например, отмывание криминальных денег, ибо, как и в нашем случае, концы неизменно уходят в офшоры.

И еще означает это, что афера с “Сосновками” была придумана задолго до ухода Касьянова в отставку и покупка “Арт-груп” — лишь одно из звеньев в этой цепи.

В таких делах случайностей не бывает. Ведь и “Сосновку-3” продавали по аналогичному сценарию, через те же фирмы, фигурировали в которых те же люди вроде Елены Романовой.

(Как известно, досталась она касьяновскому другу олигарху Фридману.)

Кстати, Генпрокуратура полностью это теперь подтверждает.

“Вся афера началась в январе 2003-го, с подписания Касьяновым распоряжения о передаче “Сосновок”, — официально объявил заместитель генпрокурора.

Он, правда, ни слова не сказал о финансовой подоплеке этой схемы; о том, как брались через подставные фирмы невозвратные кредиты.

И о заместителе министра госимущества Николае Гусеве, подписывавшем и визировавшим от имени министерства все без исключения документы по “сосновой” авере, тоже сказано не было. Хотя Гусев — как и руководители ФГУПа “ВПК-Инвест” — несет прямейшую ответственность за случившееся. (Этот достопочтимый чиновник служит сегодня помощником министра промышленности и энергетики.)

Но все это — тема уже отдельного разговора...




***




Если бы Михаил Касьянов не был отправлен в отставку, возможно, этого скандала и не случилось.

И дело вовсе не в политической ориентации экс-премьера, который-де страдает сегодня исключительно из-за своих оппозиционных заявлений.

Просто, если бы Касьянов не расстался с премьерским креслом, вряд ли решил бы он выйти из тени, оформить договор на свое имя, и “Сосновка” так и числилась бы за подставными компаниями.

Касьянов повторил подвиг Шуры Балаганова. Тот тоже имел в кармане несметные богатства. А польстился — по привычке — на грошовую дамскую сумочку. За что и поплатился, ибо ничто не обходится человеку столь дорого, как жадность, помноженная глупость...

...А тем временем, пока Михал Михалыч нежится под курортным солнцем, в России всплывают все новые его дачи.

Зам главы Росприроднадзора Олег Митволь объявил уже, что еще одна касьяновская усадьба найдена в престижнейшем местечке Усово Одинцовского района Подмосковья. Ее площадь составляет 5 гектаров (на самом деле — 4,7 га).

Но и это далеко еще не финал. Вы будете удивлены, но у Касьяновых... есть и третья вилла. И снова — в Одинцовском районе. В не менее элитном поселке на Рублево-Успенском шоссе.

На какие средства и у кого были куплены эти дачи? Как оформлялись сделки?

Об этом — и не только об этом — в ближайших номерах.

Продолжение следует...



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру